Правительство РФ опубликовало положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира. В документе поясняются условия и правила исполнения своих обязательств авиакомпаниями, чьи пассажиры не смогли воспользоваться билетами из-за вспышки пандемии коронавируса в мире. Фактически речь идет о правилах выдачи авиакомпаниями ваучеров на билеты или депонирования средств пассажиров.
О легализации схемы заговорили с начала мая. Предлагалось менять ваучер на другой билет той же компании и использовать его в течение следующих трех лет. Также подобный сертификат может означать начисление баллов на личный счет пассажира. Их можно использовать для поездки в будущем. По подсчетам специалистов, на 31 мая на руках у клиентов авиакомпаний находились билеты на сумму до 80 млрд руб.
Что в действительности предлагает кабмин? Во-первых, в документе подчеркивается, что послабления в возврате денежных средств пассажирам не распространяются на чартеры.
Во-вторых, согласно тексту положения, новые правила будут применяться к договорам воздушной перевозки, которые подлежали исполнению с 1 февраля 2020 г. – по международным воздушным перевозкам с Китаем и с 18 марта 2020 г. – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам. Еще одно условие – договоры должны быть заключены до 1 мая 2020 г. (до этого времени куплены билеты).
Документ предусматривает, что перевозчик в течение трех лет может не возвращать средства за билеты, проданные по указанным выше договорам. Вместо этого сумма, оплаченная пассажиром, резервируется за ним авиакомпанией, и в течение трех лет средства могут быть приняты ей в счет оплаты услуг по воздушной перевозке или дополнительных услуг. Фактически это «ваучерная» схема.
Пассажир может использовать зарезервированную сумму частично или полностью. А если ее не хватает, он может доплатить за новые билеты. При этом перевозчик не может ограничивать пассажира ни в датах полета, ни в его направлениях.
Для того чтобы использовать задепонированные средства в счет оплаты других билетов, пассажир должен направить в авиакомпанию соответствующее уведомление. Предполагается, что перевозчик сможет принимать уведомления через Интернет, по почте и при личном обращении в офисы компании, а пассажир сможет выбрать любой из этих способов.
Пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием депозита в счет оплаты услуг и проинформировать об этом пассажира (или направить обоснованный отказ).
Можно ли вернуть деньги за билеты? Через три года с даты, указанной в билете, пассажиру, который не воспользовался задепонированными средствами, возвращаются деньги. Заявление на возврат пассажир тоже может направить всеми возможными способами.
В отличие от первой версии документа, в окончательном тексте положения появилось обязательство авиакомпании начислять проценты за пользование денежными средствами. Проценты получат только пассажиры, которые так и не воспользовались своим депозитом.
Они начисляются вплоть до дня возврата суммы пассажиру, но не позднее окончания четырехлетнего срока с даты несостоявшегося рейса. Если пассажир воспользовался ваучером для покупки новых билетов, на его депозит проценты не начисляются.
Общее правило – пассажиры смогу вернуть деньги не раньше, чем через три года. Но в нем есть исключение. Досрочный возврат средств доступен для некоторых категорий граждан: инвалиды I и II группы, ветераны ВОВ, лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи. Перевозчик в этом случае возвращает таким гражданам средства в течение 10 дней со дня получения заявления пассажира.