Богдан Сергей Анатольевич, 33 года, председатель правления ОАО АКБ «Приморье».
Место рождения: Партизанск, Приморский край.
Образование: ДВПИ, специальность «подземная разработка месторождений полезных ископаемых»; ДВГАЭУ, «финансы и кредит».
Карьера: АКБ «Эвробанк» — начальник кредитного отдела филиала в Партизанске, начальник операционного отдела филиала в Артеме; Дальрыббанк — директор филиала в Находке, зам. генерального директора банка по работе с клиентами; Находкинский рыбный порт — директор по экономике и финансам портоуправления; администрация Приморского края — помощник губернатора; генеральный директор аудиторской компании «Финансовый центр»;с декабря 2003 г. — председатель правления ОАО АКБ «Приморье».
Состав семьи: жена, двое детей.
Хобби: рыбалка.
Нынешний год стал юбилейным для одного из крупнейших финансово-кредитных учреждений Дальнего Востока — банку «Приморье» исполнилось 10 лет. Возраст по историческим масштабам небольшой, но для молодого бизнеса Дальнего Востока значимый. Помимо юбилея в «Приморье» произошло еще несколько событий, повлиявших на его дальнейшее развитие. Во-первых, у банка сменились владельцы. Контрольный пакет акций купили крупные приморские предприятия: ОАО «Приморская соя», «Ролиз», «Владхлеб». Вслед за владельцами сменился и председатель правления банка — им стал Сергей Богдан, еще молодой, но уже известный в финансовых кругах Приморья человек.
«Америку мы не открывали»
— Сергей Анатольевич, первым делом хотелось бы поздравить вас с десятилетием компании. Как отпраздновали юбилей?
— Благодарю за поздравление. В рамках юбилея у нас было три основных мероприятия — корпоративный и клиентский вечера, а также «Выставка одного шедевра» — совместный с Дальневосточным художественным музеем проект экспонирования работы Тициана «Ревекка у колодца». Нашим подарком клиентам банка стало выступление известного российского исполнителя и композитора Игоря Саруханова.
— Первый год работы на столь ответственном посту выдался нелегким: помимо юбилейных торжеств вам со всем российским банковским сообществом пришлось пережить кризис. Коснулся ли он банка «Приморье»?
— Я не берусь анализировать причины и масштабы кризиса отдельно для каждой банковской структуры. Финансовый рынок действительно лихорадило. Самое досадное, что никаких реальных причин для этого не было и нет. Не было кризиса ликвидности, не было системного банковского кризиса. Однако летние события заставили банки пересмотреть свои принципы оценки рисков. В ряде случаев это привело к сокращению взаимных лимитов на межбанковском рынке и переводу части средств в иные активы. Но любая нестабильность на рынке приводит к частичной потере доверия ко всем банкам. В банке «Приморье» отток клиентов не наблюдался. Значит, можно говорить о том, что наши клиенты уверены в нас.
— Не так давно «Приморье» называли банком для узкого круга лиц. Не стал ли этот фактор своеобразным зонтиком от финансовой непогоды?
— Банк никогда и никого кулуарно не обслуживал, а работал на рынке, зарабатывал прибыль своим акционерам. Сейчас он тем более не «карманный». Банком владеет региональный бизнес, для которого «Приморье» — это прежде всего рентабельное вложение денежных средств. И Америки мы не открывали — общемировые законы развития банков появились задолго до нас, и мы предпочитаем им следовать.
Осторожность в нашем бизнесе, безусловно, играет положительную роль, не давая пуститься в рискованные сделки, приносящие сиюминутную выгоду.
— Какие главные риски сложились сегодня на банковском рынке?
— За десять с лишним лет развития рыночной экономики в нашей стране банковский бизнес прошел периоды, когда основными были риски клиентские, затем макроэкономические, сегодня основные риски банка — его собственные. Я имею в виду менеджмент, его квалификацию. Внешние риски, в принципе, для всех одни и те же. Вопрос в том, как менеджмент банка способен реагировать на эти вызовы, может ли он свести к минимуму внешние негативные влияния.
— Сегодняшняя тенденция — риски взаимоотношений бизнеса и власти. Не сталкивались ли вы с ситуацией выкручивания рук, необходимостью нести какую-либо социальную нагрузку?
— С местными администрациями мы работаем на принципах взаимной выгоды: обязательная возвратность средств и прибыльность наших операций с одной стороны и гибкая тарифная политика — с другой. Социальная роль бизнеса в целом и банка в частности сегодня велика, но она носит характер благотворительности, а не финансовой нагрузки. Мы сами принимаем решения о поддержке тех или иных проектов, фондов, общественных организаций.
— Какие цели преследуют нынешние владельцы банка?
— Цель номер один, как я уже отмечал, — получение прибыли. Это стопроцентный бизнес. Соответственно акционеры поставили передо мной и коллективом задачи обеспечить им определенный доход и объем банковских операций, сведя к минимуму возможные риски. То есть стабильность и долгосрочная перспектива важнее сиюминутной выгоды или краткосрочной конъюнктуры. Задачи серьезные, и по истечении полугода итоги подводить еще рано. К тому же происходят изменения в структуре управления и политике банка.
— Вы имеете в виду новации в клиентской политике?
— Не только. Существовавший ранее подход к кредитованию, анализу рисков, оценке заемщиков, работе на финансовых рынках с ценными бумагами и т.д. акционеров не устраивал. Поэтому были четко обозначены приоритетные направления, в которых будет развиваться банк.
— И в каком направлении задан вектор развития?
— Банковский сектор экономики рос вместе со своими клиентами, постоянно расширяя спектр услуг для них, дабы не отстать от развития их потребностей. Сегодня банки, стоящие в рейтинге достаточно высоко, оказывают клиентам уже практически одинаковый сервис и по перечню услуг, и по качеству. Практически отошла в прошлое и ценовая конкуренция. Тарифы на услуги уже очень близки к себестоимости, ставки выровнялись. Хотя иногда некоторые банки в отдельных секторах рынка идут на демпинг, но, как правило, это себя не оправдывает в долгосрочном плане. Из-за каких-то долей процента солидный клиент не будет бегать по рынку.
Сегодня главное преимущество банка — это корпоративная культура: принципы его работы с клиентом, собственная прозрачность, адекватная стратегия, качество менеджмента. В этих направлениях мы и развиваемся. Структура управления становится более гибкой, мобильной, но и более ответственной.
«Результативность превыше всего»
— Можно ли кратко сформулировать основной принцип вашей работы с персоналом?
— Первая заповедь: я рассматриваю сотрудников как своих внутренних клиентов, стремлюсь к тому, чтобы всем без исключения было удобно и комфортно работать. А тогда и рабочее время сотрудника не будет тратиться на решение проблем, отвлекающих его от основной деятельности.
Самостоятельность и ответственность — вот основные критерии, по которым я оцениваю качества сотрудников. Со своей стороны банк старается создать такие условия, чтобы люди ходили на работу с интересом и при этом могли обеспечить достойный уровень жизни для себя и своих близких.
— Иными словами, создав благоприятные условия для работы, вы чувствуете себя вправе требовать от всех соблюдения жесткой трудовой дисциплины?
— Что вы имеете в виду, говоря о жесткой дисциплине? Мы ведь не в армии. Всем работникам и подразделениям предоставляется очень большая степень самостоятельности. Нанимая профессиональных в своей области менеджеров, мы, в свою очередь, ожидаем от них решения поставленных задач. Главное — результативность, а тут как раз контроль весьма жесткий.
— Героиня кинофильма «Москва слезам не верит» говорит, что если научишься управлять тремя людьми, то управлять тысячью уже несложно. Вы с этим согласны?
— Только отчасти. Сегодняшние задачи, стоящие передо мной как руководителем, существенно отличаются от тех, что я решал раньше. В небольшом коллективе люди знают друг друга в лицо, им легче общаться, ставить задачи и находить их решение. В крупной компании неизбежно возникают вопросы по взаимодействию между подразделениями. Кроме того, необходимо вводить новых членов команды, всегда есть период адаптации...
— Кстати, об адаптации. Вам как руководителю достался уже сложившийся и, если не ошибаюсь, весьма сплоченный коллектив...
— В банке собран очень хороший коллектив. Есть настоящие лидеры в своей профессии, и мы делаем все, чтобы такие сотрудники остались верны компании вне зависимости от того, кто ее возглавляет, чувствовали свою востребованность, видели важность результатов своего труда в общем процессе.
«Понял, что это мое»
— Как становятся банкирами?
— В детстве я хотел стать детективом, позже подумывал о карьере военного. Но когда пришло время выбирать свой жизненный путь, поступил в Дальневосточный политехнический институт. Ко времени его окончания в 1992 году банки росли как грибы. Объединение «Приморскуголь», куда я попал по распределению, тоже решило обзавестись собственным банком — им стал Эвробанк. Мне предложили поработать с финансами — процесс увлек. Я понял, что это мое. Сейчас понимаю, что определенная логика в моем выборе все-таки была. Работа с финансами требует от человека тех же качеств, что и армия или правоохранительные органы, — законопослушность, внутренняя дисциплина, жесткий самоконтроль. На другом месте я себя сегодня не представляю.
— В последнее время популярным стало сленговое слово «драйв». Есть ли драйв в работе банкира?
— (Смеется.) То, что вы называете драйвом, у финансиста может быть в случае, когда реализация того или иного проекта связана с достаточно большим количеством рисков. Успешное прохождение всех препятствий и есть тот самый драйв. А в целом работа банкира как раз заключается в том, чтобы перед тем, как что-то делать, все просчитать, минимизировать риски.
БЛИЦ
— Каковы ваши увлечения в жизни?
— Если судить по количеству свободного времени, которое мы посвящаем своим увлечениям, то можно сказать, что главное мое увлечение — это работа.
— Не мешает ли увлеченность работой семейной жизни?
— Моя семья с уважением и пониманием относится к ненормированному рабочему дню. Впрочем, чем меньше времени остается для семьи, тем больше его ценишь.
— Ваш предшественник (г-н Алешин. — Прим. ред.) любил разводить лимоны. А на что отвлекается банкир Богдан?
— Иногда я рыбачу, но все-таки стараюсь уделить все свое свободное время семье, общению с детьми.