Наталья Марченко: «Волнует ли застройщиков внешний облик Владивостока?»

фото: предоставлено компанией "АРКАДА" |  «Волнует ли застройщиков внешний облик Владивостока?»
фото: предоставлено компанией "АРКАДА"

Исторический облик города нарушен, строители вновь возвели здания без привязки к местности, очередной бизнес-центр изуродовал архитектуру города – эти и многие аналогичные заголовки периодически мелькают в лентах информационных агентств. Архитекторы жалуются на потерянный стиль города, общественники ругают строительные компании, а старожилы города с легкой ностальгией смотрят на фото старого Владивостока. А что по этому поводу думают сами застройщики?

В эксклюзивном интервью в преддверии Дня строителя своим мнением с KONKURENT.RU поделилась генеральный директор строительной компании «АРКАДА» Наталья Марченко.

— Наталья Александровна, насколько важен вопрос сохранения исторического облика города для строителей?

— За все компании говорить сложно. Важно понимать, что строительство – это в первую очередь бизнес. Если есть место, финансы и возможности, то люди начнут строить максимально выгодный для них проект. К сожалению, об «эстетичности» зданий думают далеко не в первую очередь. Увы, но с подобным Владивостоку придется жить еще долго.

Ответственность застройщиков за внешний вид может быть только тогда, когда компания дорожит своей репутацией, но зачем ее беречь, если у тебя весь бизнес рассчитан на 1–2 проекта? К сожалению, в сфере строительства компании не задерживаются, отстроили несколько проектов, и ликвидация.

— Иными словами, вся проблема в «недолговечном бренде»?

— Вся проблема в низкой ответственности, которая является следствием «текучки» в строительном бизнесе Приморья.

— Немного общий вопрос: когда говорят о сохранении исторического архитектурного облика, что имеют в виду?

— Законодательно этот вопрос до конца не отрегулирован, а это значит, что под понятием «исторический облик» каждый понимает что-то свое. Очень показательный пример: квартал пятиэтажек, построенных в 60-х. Разумеется, любой архитектор скажет, что эти строения не имеют ценности, их давно пора отправить под снос и переселить людей в просторные современные дома. Как это и делается при реновации, причем во всем мире. Но для некоторых пожилых людей это ценность, и они против того, чтобы в округе появился какой-нибудь новый объект.

С точки зрения архитектуры, историческую значимость имеют капитальные сооружения, построенные до второй половины XX века. Применительно к Владивостоку это центр города, он и формирует исторический облик. В основном.

Лично я считаю, что ценность для города представляют объекты всех эпох. В Российской империи создавалась уникальная архитектура. Посмотрите внимательно на торговый дом Кунста и Альберса (ГУМ): в нем каждая деталь фасада максимально детализирована, каждый кирпич уложен идеально ровно. Прогуляйтесь до «Серой лощади» и увидите такой же подход к делу в советское время 30-х годов.

И дело не только в отдельно стоящих зданиях исторического центра Владивостока. Практически все старые здания, с более чем столетней историей, сбалансированы между собой как один единый архитектурный ансамбль. Подобные здания вызывают восхищение, ими можно любоваться вечно.

После совершите путешествие в любой спальный район и посмотрите на панельные серийные дома. Они исправно выполняют свою функцию уже десятилетия, но это просто дома, без намека на эстетичность. В градостроении нужно четко отделять искусство от обыденности. Поэтому, когда я говорю о значимости строений всех эпох, то имею в виду уникальные сооружения или объекты, связанные напрямую с историей города.

Абсолютно бессмысленно «подгонять» новую застройку под единый «серый панельный стиль» советских многоэтажек. Современные яркие проекты действительно меняют облик города и становятся отправной точкой для роста района. Я сейчас говорю про знаковые объекты, как Приморская сцена Мариинского театра. Театр, который стал не просто визитной карточкой города, а стартовой площадкой для строительства нового, современного района на мысе Чуркин. Мы как генеральный подрядчик при строительстве Мариинской сцены работали в очень тесном взаимодействии с проектной организацией и заказчиком, чтобы в итоге здание театра стало образцом и «стилистическим флагманом» для дальнейшей застройки некогда спального района.

— Говоря о современности: как новые, «стеклянные» дома влияют на облик города?

— Во-первых, не все современные дома делаются только из стекла. Строительная компания «АРКАДА» применяет полностью остекленный фасад только в случае, если он гармонично впишется в архитектуру улицы. Жилой комплекс «Аркада АРТ» возле Мариинского театра тому пример. Объект находится в активной стадии строительства.

А во-вторых, они не просто влияют, они становятся неотъемлемой частью облика города. То, что мы построили год назад, уже часть истории Владивостока. Поэтому, принимая проект, нужно думать не только о красивом виде из окон новостройки, но и том, как будет выглядеть сам дом. Как он впишется и, самое главное, как улучшит окружающую среду, а не навредит ей.

К моему большому сожалению, наш город продолжают уродовать дешевыми высотками серого невзрачного вида с отсутствием качественных фасадных материалов. И самое печальное, что такие постройки появляются и в очень престижных местах города, как, к примеру, на ул. Тигровой, на самой сопке, открываясь своим угрюмым видом на обзор городу практически со всех его видовых площадок. Подобные примеры разрушают облик Владивостока, уничтожают уникальность его морского фасада. Все это очень негативно влияет на имидж Владивостока. И ответственность за этот бардак лежит не только на плечах застройщика, но и на плечах чиновников, которые должны следить за порядком в застройке и не допускать подобного хаоса.

Если строить престижный дом, то престиж должен быть во всем. Этот объект должен вызывать восхищение, с какой стороны на него ни посмотри.

— Как вы считаете, подобная проблема свойственна только Владивостоку?

— Разумеется, нет. Точно такой же этап развития проходила и Москва. Еще в начале 2000-х годов строения с полным остеклением фасада там можно было пересчитать по пальцам. Они тоже не вписывались в общую панораму серых домов, но со временем ситуация начала меняться.

Советское градостроительное наследие ушло в прошлое, и сейчас отдельные районы Москвы в архитектурном плане похожи на Нью-Йорк. Сравнение с Москвой – это наиболее релевантный пример. Владивосток сейчас активно растет, за последние 10 лет у нас появилось несколько новых микрорайонов, это большой рост для нашего города.

— Можем ли мы считать опыт Москвы успешным? Нас ждет то же самое?

— Надеюсь, что нет. Да, Москва стала огромным мегаполисом и не уступает в развитии европейским столицам, но какой ценой? Плотная застройка центра, кардинальная смена архитектурного стиля – все это привело к потере своего собственного шарма. У Владивостока он есть, и им нужно дорожить. Мы как строительная компания делаем все возможное для этого.

— В контексте нашего диалога вы упомянули жилой комплекс «Аркада АРТ». Расскажите о нем подробнее.

— Фасады жилого комплекса «Аркада АРТ» будут полностью остеклены, и это одно из преимуществ дома. Расположен он напротив Приморской сцены Мариинского театра, рядом есть еще несколько современных новостроек, так что «Аркада АРТ» украсит и дополнит район Чуркина.

Но я бы хотела обратить ваше внимание на другой, более показательный проект – это новый деловой центр по ул. Прапорщика Комарова, 12. Он стоит в самом центре города, но не выделяется из общей архитектуры. Общий стиль фасада, цвет здания, все элементы внешнего вида «привязаны» к близлежащим постройкам. В здании есть подземная парковка, и его посетители не будут занимать драгоценные парковочные места. Мы как генеральный подрядчик совместно с проектировщиком и заказчиком проделали большую работу над тем, чтобы по факту исключить возможность появления очередного «архитектурного шедевра» в центре Владивостока.

Впрочем, о внешнем виде мы думали всегда. Реконструируя офис Сбербанка в 2011 г., «АРКАДА» учла общий стиль фасадов в центре Владивостока и интегрировала его. Каждый наш жилой комплекс имеет уникальную архитектуру и является своеобразной точкой роста. Скажу без хвастовства, но в некоторых районах мы задали темп строительства, и близлежащие новостройки «привязываются» к стилю наших комплексов.

— Подобный подход – это корпоративная философия?

— Со временем стала, но ей предшествовала любовь к городу. Все мы ходим по нашему городу, многие родились тут и выросли, знают каждый уголок своего родного порта. Если есть возможность построить не просто качественно, но и красиво, то именно так и нужно делать! К тому же мы возвращаемся в самое начало нашего интервью, ведь «АРКАДА» на рынке уже 15 лет. Наша стратегия – постоянное развитие компании за счет новых ярких проектов.

 

Комментарии (3)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Аноним 1 месяц назад
0 0
Ответственность застройщиков определяется требованиями предъявляемыми к ним местной властью. Нет требований - остаётся только бизнес, в самом худшем его понимании.
Дмитрий 1 месяц назад
0 0
О каком облике ведется речь? На эскизе обычный двор-парковка.
асс 1 месяц назад
0 1
дом симпатичный у них, но когда они его достроят - в 2030 году видимо?
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ