Наша Белораша. Как продукция из братской республики завоевывает приморский рынок

фото: А. Шеринберг |  Наша Белораша. Как продукция из братской республики завоевывает приморский рынок
фото: А. Шеринберг

Шесть лет назад президент Владимир Путин в ответ на западные санкции подписал указ о запрете импорта в Россию продукции из США и стран Евросоюза. Продуктовое эмбарго открыло для многих прекрасные возможности, но особенно Белоруссия сумела ими воспользоваться.

«В далеком 2014 г., когда было введено продуктовое эмбарго, и несколько лет после у нас встречались белорусские креветки, семга (по факту – норвежские, ввезенные через Белоруссию). Этим таможенным окном активно пользовались некоторые местные и белорусские предприниматели. Сегодня такого уже, конечно, нет», – вспоминает президент ГК «Реми» Дмитрий Сулеев.

Что же сегодня? Продукция из Республики Беларусь по сей день привлекает российского покупателя, но «санкционкой» его называют разве что в шутку: контрабанда закончилась, и сегодня продуктовые полки наполняют товары, действительно произведенные в братской республике.

«Спрос на белорусскую продукцию выше, чем на товары из других стран, – сообщает представитель гипермаркетов «Самбери». – В основном на полках наших магазинов представлены белорусские сыры и масло, как фасованные, так и на развес. Покупают больше весовой товар, который мы везем в магазины сами».

Для Белоруссии Россия остается основным рынком сбыта. По данным статистического портала International trade centre (ITC), в 2019 г. Россия импортировала из Белоруссии товаров на 12,8 млрд долларов. Это больше половины всего белорусского экспорта (22,5 млрд долларов). Из них самая значительная статья – продукты питания (2 млрд долларов).

«Белорусская продукция очень честная и правильная: если в составе продукта что-то есть, то оно обязательно будет написано на этикетке, – говорит Виталий Артеменок, директор магазинов «Белорусские продукты». – Продукты Беларуси соответствуют европейским стандартам, и, мало того, некоторые компоненты (как кое-какие консерванты, например), разрешенные в Европе, запрещены на производстве в Беларуси. То есть уровень безопасности, качество товара сопоставимы с европейским».

Свой успех предприниматели из Белоруссии объясняют системой стандартизации, сертификации и контроля производства еды и напитков, которая сохранилась с советских времен. «Система сертификации и стандартизации в Белоруссии, по сути, та же, что была в СССР. Прежде чем выпустить новый продукт, тот же мясокомбинат должен пройти сертификацию, эта структура в Белоруссии гораздо более серьезная, чем в России. Контроль качества выпускаемой продукции тоже мощный», – говорит управляющая «Белорусским фермером» Оксана Ивашкевич.

С другой стороны, подход к продажам играет не последнюю роль. «Белорусский фермер» организовал уже небольшую сеть из трех торговых точек во Владивостоке и одной в Находке. «Белорусский базар» имеет пока единственный магазин в столице Приморья.

«Когда приехали с директором во Владивосток, не знали, как завоевывать рынок, – говорит Оксана Ивашкевич. – Для начала купили самые дорогие местные сосиски, сардельки, чтобы их попробовать. После чего переглянулись с директором и решили – рынок будет наш. Сравнивали с точки зрения потребителя, по вкусовым качествам, по составу. Наша продукция довольно быстро портится, больше 2–3 дней сосиски в холодильнике лежать не будут. Что свидетельствует о качестве».

Наибольшим спросом в Приморье сегодня пользуются белорусские сардельки, колобки с сыром, докторская, краковская колбаса, тушенка, говядина и свинина. «Но нужно понимать, что стало много подделок, а также недобросовестных продавцов, которые выдают товар под маркой «Сделано в Беларуси», чтобы сыграть на бренде, – предостерегает Дмитрий Пенкин, директор сети магазинов «Белорусочка». – Поняли, что люди уважают белорусское качество, и нагло подстраиваются, конспирируются. Конечно, это незаконно. Беларусь – это бренд сейчас, гарантия качества».

Дмитрий Сулеев: «Белорусская продукция славится высоким качеством. Особенно это касается продукции молочного и колбасного направлений, в меньшей степени – бакалеи и кондитерских изделий. Наибольшую долю проникновения у нас имеют белорусские сыры, которые в доле продаж занимают порядка 40% – это очень высокая доля. Имеет спрос сливочное масло: пусть оно продается несколько дороже российских дешевых аналогов, но это небольшое превышение цены в сравнении с местным маслом оправданно.

Меньшая доля продаж – колбасы. Это связано в первую очередь со сроками хранения: если сыры могут храниться до полугода, то колбасы (особенно экономсегмента – вареные, варено-копченые) имеют достаточно короткие сроки годности, и их доля на российском рынке гораздо меньше. Что касается мясных и овощных консервов, то их доля на нашем рынке незначительна. Это связано с достаточно высокой стоимостью данной продукции».

Действительно, белорусская тушенка на просторах супермаркетов – это настоящая находка. «Все разобрали», – сообщил консультант одного из сетевых из сетвевых супермаркетов Владивостока.

«В Белоруссии в консервах мяса должно быть не менее в 97,5%, остальное жир и бульон. Если сравнить с нашей тушенкой, то, конечно, такого количества мяса в ней не будет, – объяснил Виталий Артеменок. – Скоропортящиеся продукты уже встретишь реже. Это понятно: нужно привезти и успеть продать. Это уже сложнее, поэтому люди и не хотят заниматься «скоропортом» – много списывается товара. И если бы у меня спросили совет, стоит ли заниматься белорусскими продуктами, я бы, честно, рекомендовать не стал. Это бизнес на грани окупаемости: много списаний, много нюансов».

Эксперты при этом говорят, что на рынке Владивостока белорусские сыры представлены намного шире, чем даже на московском. «У нас они продаются и в сетях, а в Москве ни в «Пятерочке», ни в «Дикси», ни в «Ашане», ни в «Магните» их нет. Только в специализированных магазинах. Я сейчас нахожусь в Москве, поэтому успел отследить», – уточнил Артеменок.

Отечественные продукты и белорусские по стоимости находятся примерно на одном уровне, заверяют опрошенные эксперты. «Кое-что стоит дешевле, чем приморского производства, что-то – примерно столько же», – уверяет Оксана Ивашкевич.

«Однако белорусские товары все же несколько дороже: у них продукты не дешевле, а к стоимости добавляется посредничество, логистика. Естественно, за счет этого растет и цена. Однако нельзя сказать, что небольшое превышение стоимости в сравнении с нашей продукцией отпугивает покупателя: кто пробовал, тот понимает, за что платит. При этом, безусловно, необходимо балансировать на планке среднего ценового сегмента, чтобы среднестатистический россиянин смог прийти и купить этот продукт», – говорит Виталий Артеменок.

При этом за последние пять лет белорусская продукция (в отличие от отечественной) практически не выросла в цене, рассказывает Дмитрий Пенкин: «Мы на рынке пять лет, и за это время цены на белорусскую продукцию почти не изменились. Немного выросли цены на масло и сыры и незначительно подорожали колбасы (и то в большей степени из-за повышения транспортных тарифов) – это за половину десятилетия».

Качество, постоянность и ностальгия – вот что манит россиянина в магазины белорусских продуктов. «Многим белорусские товары напоминают времена СССР, ведь там по сей день соблюдаются советские ГОСТы и строгий контроль качества, соответственно, и вкус продукции напоминает людям вкус детства с тех, советских, времен. Это привлекает покупателей, живших в те времена, – тех, кто помнит и знает, что это такое. В последнее время и молодежь стала проявлять интерес к нашей продукции», – поделился Дмитрий Пенкин.

Однако советский порядок, советская экономика с колхозами и сплошными госпредприятиями, советские ценности – «скромно, но без войн и потрясений» – это то, чем «торговал» Лукашенко и что в первые годы его президентства хорошо «покупалось» белорусскими избирателями. Теперь – уже нет. Останемся ли мы без белорусских продуктов из-за происходящих в республике сегодня событий?

«События, происходящие в Белоруссии сегодня, не сказались на поставках: бастуют предприятия республиканского значения, производящие большие самосвалы и так далее, а предприятия пищевой промышленности, которые занимаются переработкой молока и производством колбас, как правило, некрупные и расположены в небольших городах, ближе к источникам сырья – фермам и полям. На их работе происходящее в республике не сказалось, соответственно, продукция поставляется штатно», – объяснил Дмитрий Сулеев.

Об остановке работы всего агропромышленного комплекса Белоруссии разговоров пока нет. Но если забастовки продолжатся, то к протестующим могут присоединиться и аграрии, и транспортники. Как отмечают эксперты, у бизнеса могут начаться серьезные проблемы.

При этом для Белоруссии Россия – это 95% экспорта колбас, 99,4% экспорта молока, 81% экспорта сливочного масла.

Виталий Артеменок: «В некоторых случаях комбинаты уже урезают заявки, процессы несколько замедлились, где-то отказывают, ограничивают».

Так что не исключено, что всем нам в скором времени все же придется искать альтернативу белорусским продуктам на прилавках приморских супермаркетов.


Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram


 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ