ЗАТО Большой Камень по уровню социально-экономического развития входит в первую десятку приморских территорий. Однако, как считает глава муниципалитета Анатолий Карасев, росту экономики препятствует недостаток трудоспособного населения.
— Анатолий Александрович, с какими итогами Большой Камень закончил 2002 год?
— В целом с положительными: все планы по собственным доходам мы выполнили (рост составил 111% к уровню 2001 года), и, учитывая наши успехи, Минфин увеличивает нам бюджет в 2003 г. В 1,2 раза вырос реальный денежный доход населения, в 1,24 раза повысился уровень бюджетной обеспеченности граждан, уровень безработицы находится на уровне 2%, что значительно ниже среднекраевого. При этом динамика развития экономики в отраслевом разрезе неоднозначна — в рыбной отрасли, машиностроении наблюдается спад, а товарооборот и объем оказываемых платных услуг, напротив, выросли на 15-30%.
— Известно, что многие муниципальные образования искусственно сдерживают рост коммунальных тарифов. В Большом Камне, где ставки платежей — одни из высоких в крае, политика несколько иная?
— Наши тарифы обоснованы и принимаются не по желанию главы, а исходя из экономической ситуации.
Вот как происходит измененние ставок. Инициатива повышения исходит от «китов» городской «коммуналки»: завода «Звезда», МУП ЖКДХ, МУП «Водоканал». Их предложения рассматривает специально созданная в ЗАТО комиссия по регулированию тарифов, которая состоит из местной энергетической комиссии и экспертной группы: сюда входят экономисты предприятий, представители общественных, партийных организаций, профкомов, думы. На сегодняшний день если ЖКДХ и «Водоканал» согласовали новые тарифы со своими профсоюзами, то завод — нет, и его тариф не проходит. Местная комиссия направляет тарифы на рассмотрение приморской РЭК, где они также проверяются. Только получив положительное заключение региональной энергетической комиссии, я, как глава, могу ввести новые ставки своим постановлением.
На мой взгляд, тарифы должны приниматься без искусственного занижения, иначе мы подорвем базу предприятий, которые предоставляют ЖКУ — они не смогут оказывать услуги в необходимом качестве и объеме. Но проблема в том, что, хотя сбор платежей с населения достигает 90%, за счет этих денег добиться развития отрасли невозможно — дай бог поддержать ее в функциональном состоянии, при том, что изношенность будет увеличиваться.
— На январских выборах в местную думу 2/3 мандатов выиграли депутаты от завода «Звезда». Как администрация города намерена строить с ними работу?
— На моей памяти состав думы кардинально меняется уже третий раз, ничего особенного в этом нет. Пришли разумные люди, имеющие жизненный опыт, и я думаю, с ними нам будет легко работать. Какие могут быть трудности, когда бюджет города прозрачен, расписан постатейно и контролируется федеральным казначейством?
Главное для нашей совместной работы — наметить приоритеты в бюджетных расходных статьях. Тут у меня иногда бывали разногласия с прежней думой. Надо отметить, что ЗАТО получает повышенное, по сравнению с другими муниципалитетами, бюджетное обеспечение. Но повышенное не значит достаточное; например, на ремонт дорог мы ежегодно получаем только 15% необходимых средств. В прошлом году я предлагал направить деньги, предназначенные на содержание дорожного хозяйства плюс сверхплановые средства, на ремонт улицы Лебедева, но дума с этим предложением не согласилась и «распылила» деньги на «внутрикварталку» в одном из микрорайонов. Да, его жители от этого выиграли, но улица, которую ежедневно пересекают 4,5 тысячи заводчан, которой пользуются 2 тысячи живущих рядом большекаменцев, так и осталась разбитой. Непонятно, когда еще мы сможем ее отремонтировать, потому что в текущем бюджете средств на это не хватает.
— Как складываются ваши отношения с краевой властью?
— Отлично, тем более что мы сильно не надоедаем им своими просьбами. Большой Камень, правда, участвует в программе строительства хоккейных коробок — пять из ста таких объектов построены у нас. Сергей Дарькин мог, в принципе, и не выделять городу денег на эти цели — ведь мы на другом бюджетном уровне, федеральном. Но то, что дал — это хорошо, и означает, что все жители края для него равны.
Понятно, муниципалам не стоит сложа руки ждать постоянных финансовых вложений со стороны «Белого дома», коробки — только вехи, по которым я, другие главы должны строить свою «спортивную» работу.
По-моему мнению, справедливо, когда особо серьезные проблемы решаются соинвестированием из федеральных, краевых и местных бюджетов. Хороший пример — строительство Некрасовского путепровода во Владивостоке. У нас тоже есть проблемы, которые без финансовой помощи со стороны «не поднять».
— Говорят, что вскоре приморские ЗАТО — Большой Камень и Фокино — потеряют свой статус, а значит, и бюджетные привилегии. К тому же в России готовится реформа местного самоуправления...
— Мне гораздо больше по душе слухи, что все приморские территории станут ЗАТО с соответствующим бюджетным обеспечением. (улыбается — Прим. авт.) Мы должны стремиться к тому, чтобы все муниципальные образования, с одной стороны, богатели, с другой — обеспечивались финансами по-справедливости.
В проекте реформы муниципального управления России, насколько я знаю, ЗАТО автоматически рассматриваются как «муниципальные округа» со всеми признаками местного самоуправления.
— Какие самые важные вопросы стоят перед главой Большого Камня?
— Если по комплексу проблем наше положение относительно других приморских территорий лучше, то кадровая проблема не решается. Население города стареет, рабочие уходят на пенсию, поэтому для развития налогооблагаемой базы и экономического роста Большого Камня нужно привлекать молодежь. Приезжих все здесь устраивает, кроме одного — отсутствия жилья. Строить его можно — через ту же ипотеку, но у нас нет пока первоначального капитала — в бюджете средств не предусмотрено, а инвесторы вложиться не спешат.
В детских садах, школах мы развиваем программу «Здоровье здорового человека», которая с малых лет приучает человека следить за своим физическим состоянием. Если после 11 класса большинство детей будут выходить здоровыми, производительность труда вырастет. Таким образом, уменьшение численности кадров будем компенсировать качеством персонала.