2004-11-30T15:30:00+10:00 2004-11-30T15:30:00+10:00

Виктор Кривулин: «Обидно, что во власти столько идиотов»

Приморских промышленник о помехах в развитии местного производства, критике чиновников и друзьях

Из личного архива героя публикации |  «Обидно, что во власти столько идиотов»
Из личного архива героя публикации
АНКЕТА
Кривулин Виктор Серафимович, бизнесмен, советник в ряде промышленных компаний Приморья.
Место рождения: п. Валентин Приморского края.
Образование: механический факультет ДВВИМУ (1985).
Карьера: инженер-технолог на Славянском судоремонтном заводе (1985-1989), учредитель нескольких разнопрофильных коммерческих структур (1990-2000), президент ДВСК — «Дальневосточной строительной компании» (2000-2001), и.о. главы, затем глава Хасанского района (2001).
Семейное положение: холост, два сына и дочь.
Главный личный недостаток: до сих пор не построил семейную жизнь.
Главное достоинство: способность добиваться желаемого.

Эта звезда взошла на политическом небосклоне Приморья три года назад, осветив заодно и коммерческий горизонт. Сегодня г-н Кривулин самодостаточен и независим. Однако его интересуют не только деньги и власть, он хочет большего — «сделать жизнь приморцев цивилизованной и счастливой». В этом кино под названием «Призрачная цель» Виктор Кривулин играет роль борца за народное счастье, ломающего хребет уродливой бюрократической системе.

Что стоит бизнес построить

— Виктор Серафимович, вас называют успешным бизнесменом. В чем секрет успеха?

— В правильных слагаемых. Политическое решение, деньги, природные возможности — и процесс пошел. Потом, все должно быть очень оптимально — в том числе и количество персонала. Три лишних — уже не разберешься, триста лишних — конец фильма. А когда остается одно ответственное лицо, сразу виден результат.

— Кого предпочтете взять в команду: преданного помощника или профессионала?

— Профессионала. Он — человек с мозгами, и я такой же, значит, мы друг друга всегда сможем убедить. Многие решения, которые сегодня принимаешь, очень серьезные — надо сто составляющих знать, и если ты проанализировал их, то примешь то единственное, которое на самом деле необходимо. Оптимальное решение — всегда одно.

— Компания ДВСК, которая встала на ноги под вашим руководством, занимает четверть приморского строительного рынка. Какой видите перспективу отрасли?

— В действительности сохранились единицы крупных предприятий. Им уже сейчас не хватает мощностей, чувствуются проблемы с кадрами. И уже сегодня видно: качественного скачка, который вскоре будет востребован федеральным центром, строительная индустрия не вытянет. Я не представляю, допустим, как при нынешнем состоянии отрасли можно соорудить в Приморье океанариум за 100 миллионов долларов. А ведь это только первый посыл президента.

— Рыбный бизнес вам тоже не чужд. Как оцениваете принцип новой государственной политики в этой сфере: «всю продукцию — к российским берегам»?

— Условия диктует рынок. Если за целую рыбу в Японии дают один доллар, а за порезанную — полдоллара, то перерабатывать ее дома — это не бизнес, а порча продукции. Другой вопрос, если губернатор при выдаче квот думает о том, что в поселке Валентин недогружен комбинат, то обязательно рекомендует руководителям предприятий сдавать выловленную рыбу туда. Комбинат выпустит консервы, рыболов получит дополнительную прибыль. А когда в следующем году последний придет к губернатору за квотами, тот скажет: «Помню, выручил. Молодец, квоты получишь». Во всем между властью и бизнесом должен происходить цивилизованный диалог.

— Что мешает развиваться производству в Приморье?

— Угробили деревню, кожевенные фабрики, потому что таможенник за взятки открыл границу для «китайщины». Приходит рефрижератор в Находку, 3000 тонн мяса на борту, в декларации — 100 тонн. Какие коровники, свинарники в России смогут тягаться с Китаем?

От дедов и отцов нам достались географическое понимание защиты границы, погранотряды, заставы... А теперь нужно научиться защищать границы и экономически. Таможня сегодня выходит на передовые рубежи защиты экономической безопасности страны...

Мы сами в состоянии вырастить скот, построить кожгалантерейную фабрику, накормить людей. Посмотрите на ту же КНР — рост экономики, который мы наблюдаем в этой недавно отсталой стране, обусловлен желанием тамошних властей накормить, одеть сограждан, обеспечить им достойную жизнь.

Нагадил — ответишь

— В бизнесе вы вполне успешны. Зачем пошли в политику?

— Обидно, что во власти столько идиотов. Заняли важные посты за взятки, за какие-то барыши. Попробуйте нарисовать портрет чиновника, с которым вам, как любому россиянину, приходилось встречаться в жизни, и вы сами все поймете...

— Говорят, главой Хасанского района вас сделал губернатор.

— Глава, что был до меня, просто довел район до ручки. А почему люди должны быть заложниками своей ошибки, если они выбрали неспособного? Как только я стал во главе Хасана, сразу заявил: за все, что происходит в районе, несет ответственность лично Кривулин. Оставил в администрации только профессионалов, готовых служить народу. С предпринимателями нашел общий язык — платежи в бюджет увеличились в два раза за год. Они признались: готовы платить, если не придется отчислять должностным лицам. Милиции напомнил: она не для того, чтобы нырять за трепангом, не для того, чтобы «крышевать»на базаре. И не дай бог кто-то нагадит — везде должно быть чисто, красиво.

Я добился элементарной управляемости территорией. На дороги вышла техника, травка стала чиститься, мусор вывозиться. Что было до меня и как стало при мне — видели простые люди. Оценку моему труду могут дать только они.

Негативных моментов в жизни района становилось все меньше, и местным жителям это, конечно, нравилось. Другое дело, что некоторым лицам, облеченным властью, перемены пришлись не по вкусу — они теряли теневые доходы. Как следствие — начались интриги, судебное преследование. Чем аукнется этим господам противостояние, в которое они же меня вовлекли? Больше половины моих противников уже об этом узнали, а остальным вскоре предстоит узнать.

Липкие глаза напротив

— Вы много критикуете чиновников. Сказывается личная неприязнь?

— В том числе. Эти сладкие масленые глазки смотрят на меня со всех уголков необъятной Родины, чуть что — приклеиваются. Отрываешь их, а они опять липнут (улыбается)... Посмотрите, сколько создано структур — вроде бы на благо, а на деле никак не работают. Видели вы, например, результаты работы службы занятости? А сколько ведомств, где вообще бесконтрольно крадутся деньги! Постоянно какая-то путаница с ЕНВД, с пенсионным фондом... Много ответственных лиц — и никто ни за что не отвечает.

Сейчас власть, по сути, это аморфное сообщество из тысяч человек, каждый из которых норовит что-то стянуть. Бедного предпринимателя жрет то криминал, то налоговая и прокуратура. А он, такое загнанное существо, постоянно огрызается.

— Как же заставить чиновников честными быть?

— Люди, которые идут во власть набить мошну, должны исчезнуть навсегда. Если предпринимателю за ввоз контрабанды дают 10 лет, то таможенник, который пропустил груз, должен сесть на все 20. Тогда люди поймут, что выгоднее придерживаться правил. Понятно, психология у человека такая: что-то хочет положить в сумку, утащить домой, денежки нужны на третью шубку жене и т.д. Но про рамки забывать нельзя! Не по чину берешь? На дыбу сразу!.. Потом, в чиновничьих структурах необходима ротация кадров. За несколько лет человек начинает обрастать связями, а полномочия у него огромные. Смотришь — сляпал себе одну «избушку», другую, катерок прикупил...

— Развитие территории по обыкновению сильно зависит от политической ситуации. Пришел один хозяин, потом другой. Метлы метут, и каждая — по-новому.

— Должна быть преемственность власти. Первый закон, который нужно принять, — о развитии территории на 20-30 лет. В нем все прописано: что будет с нашими дорогами, побережьем, школой, детсадом через два десятилетия. Здесь должен быть садик — камень уже положили, там — видовая площадка, это место — для игрового комплекса. Не город — картинка получается. Один мэр ушел, проработав четыре года, второй заступил. Ну и что? Пусть продолжает начатое — согласно закону.

Психология победителя

— Как вы оцениваете действия, которые предпринимает в последнее время президент?

— Это подведение итогов 12 годам вакханалии и беспредела, которые разрушили полстраны. Первое лицо государства ставит точку: хватит орать, визжать, давайте работать. Боятся, что слишком большая концентрация власти у президента? Но извините — его выбрала страна.

— Какова роль региональной власти в президентских преобразованиях?

— Что требуется от губернатора? Создать на территории нормальные правила игры, понятные для всех: рабочего, бизнесмена, чиновника. Чтобы как можно больше предпринимателей приехало сюда из других областей, чтобы подтянуть технологии, направить средства в науку. Наведите порядок — и край на глазах начнет расцветать. Второе: нужно сделать жизнь здесь приемлемой — ведь во многих деревнях нет асфальтированных дорог, медицинского обслуживания, уличного освещения...

Власть оценивают по тому, что нас окружает. Оценка «хорошо», если люди лучше живут, дети растут, народ не трясется при мысли «что будет с нами дальше?». «Хорошо», когда есть дееспособные армия, милиция, реальное правосудие, нормальные родильные дома, клубы, гостиницы. Все это вместе создает достойные условия для жизни. Тогда в Приморье будет все в порядке и с демографией: молодежь начнет рожать детей.

— Сергей Дарькин, на ваш взгляд, добивается этих целей?

— Про губернатора не могу сказать ничего плохого, потому что он работает и виден результат. Правда, подчиненные ему чиновники не всегда понимают, что от них требуется. И ведь никому из муниципальных глав не было сказано губернатором: не выполните задачи по подъему ВВП — поснимаю головы. Президент говорит, а никто ничего не делает...

Я вижу это так. Составляется график по увеличению ВВП. Раз в неделю собираются главы территорий у губернатора и работают по выполнению конкретных задач. Сколько людей в районе, какие есть природные ресурсы, какое производство? Поехали. Подключить ученых — что можно сделать на данной территории? Так точно, сделали! Дальше? Не выполнил план — на доску позора! Опять сорвал выполнение задачи — долой с поста!

— Каким вы видите собственное будущее в политике?

— Мне всего 41. И я постараюсь делать, как и ранее, все от меня зависящее, чтобы людям в Приморье жилось лучше с каждым годом. Государственная политика обозначена, тиски вокруг коррумпированной номенклатуры сжимаются, и мы поможем ее дожать.

— Кого имеете в виду, когда говорите «мы»?

— Меня окружают друзья, такие же сильные люди, как я сам. И они есть во всех сферах — в том числе прокуратуре и милиции. Мы верим в свою победу.

БЛИЦ

— Ваша политическая ориентация?

— Я сторонник «Родины», потому что много жуликов, которых я знаю, постарались попасть в «Единую Россию». И пока их в партии держат.

— Как проводите свободное время?

— Люблю активный отдых: футбол, мотокросс, хоккей, дайвинг и... свою работу.

— Вы непосредственно участвовали в разбивке палисадника возле собственного офиса. Цветы любите?

— Зачем жить на помойке, когда можно жить красиво? У меня так везде: дома, на огороде, на любом предприятии.

— Кем хотите стать?

— Главным федеральным инспектором в Приморье (смеется).

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ