По-прежнему нет какого-то общего понимания содержания понятия «дистанционное образование». Его нередко употребляют наряду с «электронным обучением», путают с заочной или надомной формой. В чем заключается идея дистанционного образования?
Ученик и учитель не встречаются друг с другом в одной точке, но теоретически сохраняется возможность регулярной коммуникации между ними, поддерживающего контроля учителя за освоением учеником образовательной программы. Технически продвинутые школы и регионы обеспечивают такую коммуникацию через применение компьютерных технологий, различных электронных платформ обучения. Там, где таких технических возможностей нет, дистанционное образование приобретает необычные формы.
В российской глубинке, а также, например, в некоторых европейских странах, удаленное обучение помогала осуществлять… почта: задания и учебные материалы разносили по домам учеников. Растиражированный СМИ сюжет – ученики сельских школ ищут место, где ловится Интернет, чтобы отправить задание учителю. Можно ли в такой ситуации говорить о системной готовности образовательных учреждений к работе в дистанционных условиях? Вряд ли. Можно ли говорить, что такая форма образования вызывает доверие родителей? Конечно, нет.
Именно поэтому так остро воспринимались любые упоминания о попытках законодательного регулирования дистанционного образования. Была даже создана петиция родителей, выступающих против, как они думали, «всеобщего введения дистанционного образования», совершенно не разобравшись в сути того, что предлагалось. Некоторым даже мерещился всеобщий заговор с целью «отупления подрастающего поколения», хотя, на мой взгляд, само наличие таких петиций говорит о неразвитости критического мышления и навыков анализа ситуации у взрослых людей.
Между тем законодательное регулирование этой сферы, безусловно, необходимо. Здесь масса нерешенных вопросов. Кто и как должен обеспечить учителя необходимым оборудованием? Кто должен оплатить Интернет и использование технических платформ учителю? Как считать рабочее время учителя? Кроме того, дистанционный формат работы предполагает существенно большую самостоятельность ученика.
Наша образовательная система, особенно в младшей школе и первых классах средней школы, в общем-то не сильно обращает внимание на навыки самоорганизации ребенка. Ее гораздо больше интересует освоение академической программы, учет и контроль. Даже в первом-втором классе довольно много так называемых творческих заданий, которые ученик при всем своем желании не сможет выполнить самостоятельно, без помощи взрослых. И в первую волну эпидемии неготовность работать самостоятельно компенсировалась тем, что дома находились и взрослые, которые в идеале помогали решить технические вопросы, а во многих случаях практически полноценно заменяли учителя в домашних условиях.
Кстати говоря, в Пермском крае при введении карантина школы брали с родителей обязательство «обеспечить прохождение учебной программы», что совершенно недопустимо. Школа получает за каждого ребенка подушевое финансирование и несет ответственность за освоение материала. Родитель же отвечает за то, усвоил ли ребенок необходимый стандарт знаний, только в том случае, если выбирает семейную форму обучения.
В то же время очевидно, что обязанности родителей и опекунов при дистанционной форме все же отличаются. Но пока у нас нет четкого понимания, кто и за что отвечает. Например, кто обеспечивает техникой детей, если семья не может себе позволить компьютер или смартфон?
Как я уже сказала выше, дистанционная форма требует нового регламента обучения. Безусловно, необходимо менять расписание (потому что шесть уроков в очном режиме и шесть уроков в дистанционном – это две большие разницы, как говорят в Одессе). Тем более что нормы СанПиНа о количестве часов перед компьютером пока никто не отменял. Но это требует более вдумчивой и серьезной работы, на которую у российских школ, переходящих на дистанционный формат обучения в авральном режиме, обычно нет времени и сил.
По-хорошему, расписание дистанционной учебы должно предусматривать не только смену предметов, но и смену форматов деятельности: онлайн-занятия должны чередоваться с самостоятельной работой учеников, работой в группах и другими форматами занятий. Мы в нашей школе сейчас вводим сокращенное время уроков – до 35 минут, потому что ученикам довольно трудно переключаться, это занимает больше времени.
Необходимо четко разграничить круг прав и обязанностей учеников, родителей, учителей и администрации образовательных учреждений. Проблему составляет даже учет посещаемости учеников, потому что, если речь не идет об онлайн-занятии, при самостоятельной работе посещаемость вообще теряет всякий смысл. Дистанционный формат работы, по крайней мере на первом этапе, требует огромных трудозатрат от учителей, потому что появляется очень много дополнительной работы – например, теперь недостаточно оставить комментарий к домашнему заданию или сочинению, нужно еще сфотографировать его и в удобном формате отправить ученику.
Необходимо менять форматы контрольных заданий – задания на воспроизведение сведений становятся очень неактуальными (ведь нельзя проверить, списывает человек или нет). Есть предметы, которые вести онлайн практически невозможно или крайне сложно, – это физкультура, технология, ИЗО. Трудно представить себе освоение полной программы по химии, физике и биологии в дистанционном формате, так как они требуют постановки экспериментов, некоторые из которых просто опасно проводить без контроля опытного специалиста.
Как показывает наш опыт, ученики с ОВЗ в наибольшей степени страдают при всеобщем введении дистанционного образования. Во-первых, потому, что для многих детей с особенностями школа – чуть ли не единственная возможность социализации.
Дети с ОВЗ, особенно с нарушениями психоэмоциональной сферы, тяжело переживают изменение привычного режима жизни. У многих из них на этом фоне наблюдается серьезный регресс в коммуникационных и социальных навыках.
Во-вторых, этим детям требуются специально подготовленные педагоги – родители «особых» детей не всегда владеют специальными методиками обучения, и специальные методы еще сложнее перенести в дистанционный формат. Как, например, обеспечить услуги тьютора в дистанционном режиме? Ведь именно тьютор должен обеспечивать комфортную атмосферу в инклюзивном классе. Значит, эту функцию автоматически должен взять на себя родитель. А если родитель работает? Он, как правило, не может оставить «особого» ребенка дома без присмотра.
К нам за консультацией обращались несколько родителей, попавших в такие ситуации. Например, мама врач, одна воспитывает ребенка. Понятное дело, что в период пандемии ей необходимо быть на работе, никакой удаленной работы в этой ситуации быть не может. А «особый» ребенок на дистанте. Он остается дома. Что делать? Либо брать больничный (по какому поводу?), либо отпуск за свой счет, но напомню, что мама одна воспитывает ребенка.
В большинстве школ дистанционное обучение «особых» детей понималось так: дать материал, который с ребенком должен освоить родитель, а потом предложить задание на проверку материала. И если обычный родитель может использовать дополнительные учебные платформы, многие из которых предоставляли на период пандемии бесплатный доступ, то для особых детей дополнительных материалов практически нет. И учебников специальных тоже не слишком много. Во время карантина в нашу группу в «Фейсбуке» неоднократно поступали жалобы родителей о том, что педагоги дают задания, которые дети не в состоянии выполнить.
Приведу один пример. Жалуется мама ребенка с аутизмом, обучающегося по программе для детей с интеллектуальными нарушениями. Учительница присылает ему в мессенджер в аудиоформате текст для изложения. И через 10 минут удаляет его (ведь текст изложения в классе зачитывается ограниченное количество времени). Как вы думаете, выполнил ребенок задание?
Кроме того, программа для детей с так называемыми нецензовыми уровнями программ предусматривает большое количество часов предпрофессиональной подготовки. По окончании школы они сдают профессиональный экзамен. В специальных школах и классах есть мастерские, где дети проходят такую подготовку. Дома обеспечить этот компонент образования практически невозможно.
Рассуждать, есть ли будущее у дистанционного образования в школах России, – все равно что рассуждать о том, можно ли сделать так, чтобы дождя вообще не было. Очевидно, что процесс пошел. У дистанционного образования есть ряд существенных плюсов: благодаря этим технологиям можно легко углубиться в интересующую тебя тему. У меня в старшей школе немало учеников, которые проходят курсы на Courserа или на российской платформе «Открытое образование». Дистанционные курсы, если они качественно и хорошо сделаны, могут быть решением проблемы «плохого учителя» для многих школьников.
Для меня как учителя дистанционные технологии тоже являются дополнительной возможностью общения с учениками. Честно признаюсь, я и после завершения учебного года продолжаю использовать некоторые инструменты, которые пригодились мне во время дистантной формы работы. Мы, например, теперь педсоветы проводим в режиме интернет-конференций – это позволяет сэкономить время на дорогу в школу.
Дистанционная форма – выход для тех семей, которые по разным причинам выбирают для себя семейную или заочную форму обучения. Но, безусловно, не хотелось бы, чтобы дистант заменил собой живое общение учителя и ученика и учеников друг с другом. Ведь школа – это не только институт образования, передачи знаний, но и институт, который занимается социализацией детей, развитием их личностных качеств (ну или, по крайней мере, в идеале должен заниматься).
Более всего мои ученики при дистанционной форме страдали без общения друг с другом и с учителями. Это тем более тяжело, если в школе есть, что называется, своя атмосфера. В школе, где я работаю, эта атмосфера – неотъемлемая часть образовательного процесса. Поймать учителя в коридоре и продолжить обсуждать с ним животрепещущий вопрос, или мимоходом получить разъяснение по поводу выполненной работы, обсудить с одноклассниками сложности контрольной работы на перемене – этого и многого другого нет в дистанционном формате. Коммуникативные и социальные навыки очень сильно страдают в период вынужденного «отлучения» от школы. Поэтому очень важно предусмотреть возможность групповой работы в рамках даже такой формы обучения. Это может быть совместная работа над проектами, взаимные проверки, работа в сессионных залах.
И также, как я уже говорила, удаленное обучение требует высокой степени самоорганизации школьника. Кто-то справляется, а кто-то – не очень. У многих сбивается режим, про вред для здоровья от постоянного сидения за компьютером я уже и не говорю.
От учителя дистанционный формат требует гораздо большей структурированности урока и серьезной предварительной подготовки, а также возрастает «цена ошибки» – ведь если учитель ошибся в онлайн-уроке, ученики обязательно это «загуглят» и заметят.
Работа в дистанционном формате предусматривает довольно высокий уровень технической подкованности учителей. Конечно, необходимо этому учиться. Мне, например, очень повезло – в школе «Интеллектуал», где я работаю, совершенно замечательный педагогический коллектив, и мы осваивали дистанционные технологии посредством взаимного обучения. К счастью, у многих коллег был уже собственный опыт работы в таком формате, они им щедро делились и с нами, и с педагогами других школ. Некоторые из этих обучающих видео, которые создавались для внутреннего употребления, потом набирали десятки тысяч просмотров. Но, конечно, и курсы бы не помешали.
Одно могу сказать: освоение дистанционных технологий – это и суровая необходимость, и невероятная новая возможность для профессионального роста.