Во исполнение поручений главы государства в части пресечения вывоза круглого леса правительством утвержден план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.
Подготавливая этот план, мы анализировали основные проблемы и лесной промышленности, и лесного хозяйства.
В лесном хозяйстве одной из основных проблем продолжает оставаться нелегальная заготовка древесины. Почему это происходит? Потому что никто сегодня не сопоставляет объем заготовленной древесины и право на его заготовку на конкретной делянке. Продать можно любой объем, не подтверждая легальность его происхождения.
Еще один аспект: у нас фактически нет единого государственного лесного реестра. Государство не много знает о таком объекте управления, как лес, хотя в силу закона это федеральная собственность. Кроме того, у государства фактически нет надзорных функций.
В лесном комплексе ключевая роль у регионов. Регионы в силу полномочий, переданных из федерального центра, отвечают за все – от распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной и ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов. При этом не получая необходимого финансирования из федерального центра.
Таким образом, в одних руках сосредоточены функции распоряжения лесом как сырьевой базой для лесной промышленности и полномочия по надзору за соблюдением требований лесного законодательства. Такое совмещение на практике уже привело к конфликту интересов.
Что нужно сделать? Во-первых, необходимо связать в единой государственной информационной системе все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов, от заготовки на делянке с фиксацией движения заготовленного объема на склады.
Кстати, мы учли предложения коллег из ФСБ о том, что к таким складам нужно установить требования, в том числе по обязательной видеофиксации движения транспортных средств и грузопотоков. После склада в системе должно фиксироваться перемещение этого объема на производство и на реализацию, в том числе на экспорт.
В случае, если на любом последующем шаге система не имеет подтверждения легальности происхождения древесины, сделки блокируются, легальность не подтверждается, реализация древесины невозможна.
Во-вторых, эта же система должна обеспечить ведение электронного государственного лесного реестра по единым для всей страны правилам руками уполномоченного федерального органа. Там должны быть количественные, качественные и пространственные характеристики как земель лесного фонда, так и леса.
В качестве быстрых результатов предлагается на первом шаге параллельно с созданием большой информационной системы в существующей ЛесЕГАИС уже сейчас внедрить такую прослеживаемость с обязательным подключением таможни и правоохранительных органов. А на втором шаге – обеспечить ведение государственного лесного реестра.
Третье. Мы предлагаем весь лес, заготовленный в рамках санитарных рубок, также фиксировать в системе с подтверждением разрешенного объема и места заготовки с обязательной реализацией через биржу. Доход от этих операций должен поступать в региональные учреждения, в том числе на цели лесовосстановления и охраны лесов.
Сегодня это добровольное решение губернаторов. Механизм реализации через биржу работает в 17 субъектах Российской Федерации.
Четвертое. Техника, которая работает в лесу, также должна быть легализована. Через ГЛОНАСС и обязательную регистрацию в отраслевой информационной системе. Нелегально работающая лесозаготовительная техника должна изыматься.
Пятое. Должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины как полномочие соответствующего федерального органа. При этом в существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу.
Шестое. Для реализации запрета вывоза кругляка нужно немного времени. Президент нам поручил обеспечить его решение с 1 января 2022 г. Нужно, чтобы небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, успели выйти из тени и с разумной государственной поддержкой смогли наладить переработку древесины. Предлагаем задействовать для этого ресурсы Фонда развития промышленности – для финансирования проектов глубокой переработки.
Седьмое. Необходимо обустройство пунктов пропуска в соответствии с мировыми стандартами. В первую очередь это касается железнодорожных пунктов пропуска, через которые убывает 53% от общего количества экспортируемого леса и лесоматериалов (29% приходится на морские и 18% на автомобильные пункты пропуска).
Восьмое. В последние годы экспорт леса и лесоматериалов вырос – с 34 млн тонн в 2014 г. до 41 млн тонн в 2019 г. Вместе с тем следует признать, что основную долю этого объема – около 85% – составляет продукция с низкой добавленной стоимостью: кругляк, лесоматериалы, полученные распиловкой, и топливная древесина.
В настоящее время как высококачественные строганые лесоматериалы, так и грубо обработанные относятся к одной товарной позиции – это знаменитый код 4407 ТН ВЭД. Вывозная таможенная пошлина в отношении их с 2016 г. обнулена. 97% таких лесоматериалов, вывозимых за рубеж, имеет грубую обработку. И только 3% – это строганые/шлифованные пиломатериалы.
В результате произошло уменьшение поступления экспортных платежей в бюджет Российской Федерации – с 15 млрд руб. в 2016 г. до 11 млрд руб. в 2019 г.
Для решения этой проблемы и стимулирования бизнеса к поставкам за рубеж лесоматериалов с более высоким уровнем добавленной стоимости необходимо обеспечить детализацию кодов группы 4407 ТН ВЭД в целях объективного разделения лесоматериалов, полученных распиловкой, на коды, более точно отражающие глубину переработки леса.
Одним из критериев является влажность вывозимых пиломатериалов, которая для наиболее качественной сухой продукции не должна превышать 22%. Данный параметр может быть использован для детализации классификации пиломатериалов группы 4407 с целью установления ставок вывозных пошлин на экспорт сырых лесоматериалов.
Эти меры будут стимулировать лесопромышленников к организации более глубокой переработки леса и лесоматериалов на территории Российской Федерации и экспорту готовой продукции.
Девятое. Нужно обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе, то есть к лесным ресурсам. Лесопромышленники жалуются на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов в регионах. Зафиксированы случаи закрепления наиболее востребованных лесных участков аффилированным с региональными структурами лицам, а проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект.
Предлагается пересмотреть правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверить ранее заключенные договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, имеющими мощности по переработке древесины.
Кроме того, все, что можно было заготовить быстро и с минимальными издержками, уже срубили. Наш лес растет медленно, но его еще и не восстанавливают в необходимых объемах. Те объемы, которые выделяются для лесозаготовки сейчас, находятся в труднодоступных территориях, а на Дальнем Востоке – еще и со сложным рельефом. Растут издержки на заготовку и транспортировку.
Поэтому у бизнеса есть запрос к государству о помощи в строительстве инфраструктуры для новых ЦБК на территории Сибири и на Дальнем Востоке, а также в строительстве лесных дорог.
Еще два направления, требующие системного подхода, – это лесоустройство, которое предлагаем вернуть на федеральный уровень, и лесовосстановление, которым на постоянной основе в рамках приносящей доход деятельности нужно разрешить заниматься региональным учреждениям.
Кроме того, мы хотим возродить лесные питомники в каждом регионе. Помощь регионам в этом планируем оказать в рамках нацпроекта «Экология». Причем заниматься питомниками также предлагаем региональным учреждениям.
Кроме экспортного потенциала нашей лесной промышленности мы предлагаем обратить внимание на внутренние потребности страны и обеспечить стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной отрасли, в первую очередь в строительном комплексе, за счет инструментов развития ипотечного кредитования для деревянного домостроения и программы расселения граждан из аварийного фонда.
Мы специально встречались с банковским и строительным сектором, с государственными регуляторами и хозяйствующими субъектами, которые готовы участвовать в этой работе. По итогам этих встреч у нас есть надежда, что буксующий много лет вопрос деревянного домостроения получит новый импульс. Качество жизни россиян должно повышаться, в том числе за счет зеленых технологий, таких как деревянное домостроение.