Сергей Целуйко: «Каждый проект «Звезды» – знаковый»

фото: пресс-служба ССК "Звезда" |  «Каждый проект «Звезды» – знаковый»
фото: пресс-служба ССК "Звезда"

17 декабря первая в России верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда» отмечает свой пятилетний юбилей. Крупнейшее на Дальнем Востоке судостроительное предприятие еще находится в стадии строительства, но при этом  объекты первой очереди, уже введенные в эксплуатацию, успешно функционируют, что дает возможность «Звезде» строить и спускать на воду уникальные суда. За первую «пятилетку» у ССК накопилось множество достижений. О том, как развивается суперверфь, рассказал генеральный директор предприятия Сергей Целуйко.

– Сергей Иванович, 17 декабря ССК «Звезда» исполнилось пять лет. Все ли запланированное по созданию судоверфи удалось реализовать?

– Да, принципиально все планы, которые подразумевались на этот период, мы воплотили в жизнь. В сжатые сроки коллектив «Звезды» проделал колоссальную работу. И я имею в виду не только возведение первых цехов и монтаж оборудования в них (а первые цеха были запущены в 2016 г.), но и, конечно же, строительство судов, идущее параллельно со становлением нашей верфи.

И сейчас, отмечая юбилей ССК, хочется оглянуться и посмотреть на результаты нашего ежедневного труда. В мае этого года был спущен на воду первый на нашей верфи (и вообще в России!) танкер типа «Афрамакс», мы успешно завершили швартовные и ходовые испытания и уже передали судно заказчику. Недавно со стапеля спустилось еще одно судно – многофункциональный «снабженец» усиленного ледового класса. Формируются корпуса и других судов. Так что ключевая миссия верфи – та, ради чего «Звезда» и создается, – воплощается. Процесс идет с соблюдением всех графиков, а порой – с опережением их.

Это стало возможным благодаря тому, что за прошедшие годы были решены важнейшие задачи с точки зрения технологии судостроения: на верфи обеспечены не только строительство и сборка секций судов в блоке корпусных производств и на стапеле, но и их спуск на воду при помощи транспортно-передаточного дока.

Параллельно мы продолжаем строить производственные цеха, складские площадки первой расширенной очереди и достроечные набережные. К Большому Камню и судоверфи подведен природный газ, введена в эксплуатацию котельная № 1 мощностью 165 Гкал/ч и электрическая подстанция мощностью 63 мВт, а сейчас ведется строительство второй котельной, мощность которой будет равна 255 Гкал/ч.

Идет не только стройка, но и модернизация. Так, в 2020 г. мы усовершенствовали первый цех – блок корпусных производств. Там было установлено дополнительное оборудование, что вдвое повысило производственную мощность по переработке стального проката.

Помимо того, в текущем году завершили основные работы на площадке строительства сухого дока – главнейшего объекта второй очереди верфи. Была проделана грандиозная работа: сначала поэтапно готовили площадку строительства – было вывезено порядка 1,5 млн кубометров грунта, отсыпаны искусственные земельные участки объемом более 170 тыс. куб. метров, далее выполнили устройство свыше 8,5 тыс. буронабивных свай, залили 193 тыс. куб. метров бетона в конструкции сухого дока и достроечных набережных. Причем сухой док был построен с опережением графика почти на четыре года, чем мы, конечно, гордимся.

В апреле этого года завершили транспортную операцию по доставке на ССК уникального оборудования для сухого дока – батопорта. Это водонепроницаемый затвор длиной 114 метров и высотой 13,5 метра. Батопорт установлен в проектное положение, и сухой док уже успешно прошел испытания на герметичность. Кроме этого, там установлено и испытано насосное оборудование, а также крановое – во главе со вторым на верфи краном типа «Голиаф», грузоподъемность которого 1200 тонн.

Подходят к концу дноуглубительные работы в акватории бухты Большого Камня. Они были необходимы, чтобы «дойти» до необходимых глубин у причальных сооружений для достройки спущенных судов, а также выполнения операций плавдока и для вывода из акватории построенных судов.

Вдобавок строятся предприятия – спутники судоверфи. Так, в декабре 2019 г. на территории «Звезды» заработал «Завод ВРК Сапфир» – совместное предприятие ПАО «НК «Роснефть» и General Electric. Его главная задача – локализация производства винторулевых колонок и систем электродвижения судов в России. Кстати, колонки «Сапфира» уже устанавливаются на заказы «Звезды».

– Как удается совмещать такие глобальные процессы, как строительство ССК и одновременное строительство судов на нем?

– Это уникальная ситуация: мы продолжаем строить новые объекты и уже сдаем заказы. По всем заказам контракты заключены абсолютно сознательно – с учетом графика строительства и ввода в эксплуатацию новых цехов и площадок, набора необходимого персонала.

Для строительства судов сейчас мы используем те объекты, которые уже введены в эксплуатацию. Это блок корпусных производств, окрасочные камеры и открытый тяжелый достроечный стапель.

Но и одновременно готовим площадки для будущих заказов. Сегодня на завершающем этапе находится процесс постройки цеха сборки блоков, в котором можно собирать мегаблоки весом до 3 тыс. тонн, скоро закончим работы на достроечных и грузовых набережных, продолжаем строить цеха, а также дополнительные камеры очистки и окраски.

– Часто можно услышать такие эпитеты, как «уникальный», «современный», «самый», применительно к ССК «Звезда». Чем «Звезда» принципиально отличается от других судостроительных верфей России?

– Действительно, громкие слова. Однако без преувеличения (но не без гордости) мы можем сказать: ССК «Звезда» – это новейшая верфь в России. Естественно, при строительстве и проектировании такого важного в масштабе страны проекта выбирались самые современные решения, передовые технологии и техника.

Перед «Звездой» поставлена задача – крупнотоннажное судостроение. И к моменту завершения проекта в 2024 г. мощность верфи по металлопереработке составит более 330 тыс. тонн в год. Технология крупноблочного судостроения, применяемая на ССК, неслучайна и знакома ведущим мировым верфям – суда собираются из блоков, уже насыщенных оборудованием, их вес достигает 3,5 тыс. тонн. Это в шесть раз превышает возможности других верфей России.

То есть эпитеты, о которых вы упомянули, не для красного словца: на нашей верфи действительно самый крупный в стране открытый тяжелый достроечный стапель (его размер 485 метров на 230 метров), самый большой в России и в мире по совокупным параметрам сухой док (485 на 114 и на 14 метров). Эти объекты дают возможность «Звезде» строить абсолютно любые суда, любую морскую технику, независимо от их тоннажа и размеров.

Своеобразная визитная карточка судоверфи – ее крановое оборудование во главе с двумя «Голиафами» –  козловыми кранами высотой более 130 метров грузоподъемностью по 1200 тонн. Также уникален транспортно-передаточный док «Вымпел». Он является одним из крупнейших в России и позволяет спускать на воду суда шириной до 51 метра и длиной до 300, а также морскую технику спусковым весом до 40 тыс. тонн.

Еще одно наше технологическое преимущество – высокая степень автоматизации производства. К примеру, первая в России автоматизированная линия изготовления трубных спулов. Выделю еще высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, в том числе лазерные, технологии работ по проверке на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования, новейшие технологии управления и планирования производства на всех его этапах, начиная с разработки документации и заканчивая сдачей судна.

– Расскажите о заказах «Звезды» подробнее. Какие суда уже может построить верфь, какие – в перспективе? И какой заказ для вас самый знаковый, интересный?

– Сегодня идет активное строительство 16 судов. 10 декабря мы подписали контракт с ДВО РАН на строительство двух многофункциональных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания.

11 декабря мы торжественно передали заказчику первое судно, построенное на «Звезде», – танкер типа «Афрамакс». Это головное судно из серии так называемых зеленых, то есть работающих на газомоторном топливе, нефтеналивных судов носит имя «Владимир Мономах».

Без всяких сомнений, каждый из этих проектов – знаковый. Как для верфи и для всех его работников, ведь каждое из судов – первое как для предприятия, так и для России в целом: ранее в стране не строились такие крупные танкеры, как те же «Афрамаксы».

Среди самых интересных проектов в портфеле ССК могу выделить ледокол «Лидер» и арктические суда-газовозы. Подобные ранее не строились в России.

К слову, в судостроении газовозы – одни из самых сложных судов: они требуют применения сложнейших технологий, высококвалифицированного персонала – и инженеров, и рабочих, занимающихся сборкой или сваркой мембранной системы хранения груза. Наша верфь стала первой в России, прошедшей сертификацию французской инжиниринговой компании Gaztransport & Technigaz (GTT), специализирующейся на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем удержания для транспортировки и хранения сжиженного газа.

И во многом мы – первопроходцы. Еще до начала строительства судов приходится сталкиваться с тем, что до нас никто не делал. К примеру, материалы для изготовления модели СПГ-танка ввозились на территорию России впервые, до этого они не были сертифицированы. Прибавляет строительству газовозов сложности и высокий ледовый класс.

Говоря о «Лидере», отмечу, что Россия в вопросе строительства атомных ледоколов единственная обладает нужными компетенциями и технологиями. Однако и «Лидеру» уникальности не занимать – это будет самый мощный атомный ледокол из всех когда-либо построенных в мире.

Предназначение перечисленных судов состоит в обеспечении развития арктического судоходства. Они помогут выполнить стратегические государственные задачи, ведь только связка – «Лидер» и арктические суда-газовозы – позволит вывозить грузы в восточном направлении Северного морского пути круглый год.

– Какова ситуация с кадрами на верфи? Тяжело ли подбирать специалистов?

– Кадровый вопрос – один из ключевых на нашем предприятии. И мы ищем всевозможные пути его решения. На сегодняшний день на верфи трудятся уже более 4 тыс. человек. А по окончании строительства всех объектов число работников возрастет еще почти вдвое – до 7,5 тыс. И естественно, что мы уже сейчас ведем опережающий набор людей в новые цеха.

Большая часть сотрудников ССК «Звезда» – 85% – это приморцы. «Звезда» для этих людей – не просто временное место работы, а залог успешного будущего. Хотя и среди тех, кто переезжает в Приморье по различным программам переселения, есть те, для кого Большой Камень становится вторым домом. Для переехавших из других регионов, попадающих под программу мобильности трудовых ресурсов, предусмотрены меры государственной социальной поддержки.

Мы задействуем все возможные источники поиска и подбора персонала. Это и привлечение молодых специалистов через профориентацию выпускников вузов, это и договоры целевого обучения, и работа с центрами занятости населения, сотрудничество с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Также мы открываем в других регионах России собственные центры по привлечению кадров.

Естественно, работаем с учебными заведениями. Заключили соглашения о сотрудничестве с лучшими профильными инженерно-техническими вузами: Санкт-Петербургским морским государственным техническим университетом, Дальневосточным федеральным университетом, Национальным исследовательским томским политехническим университетом, Уфимским государственным техническим университетом и другими.

Плюс на сегодняшний день 11 образовательных учреждений среднего профобразования готовят для нас рабочие кадры. Также уже несколько лет реализуется программа компании «Роснефть» «Школа – вуз – предприятие», в рамках которой «Звезда» курирует пять новых «Роснефть-классов» со специализацией «судостроение». Активно организовываем учебные и производственные практики для студентов вузов и училищ. На базе большекаменского судостроительного колледжа идет обучение основным производственным рабочим специальностям на территории верфи по 13 направлениям.

Помимо прочего, наши сотрудники проходят стажировки на зарубежных верфях. Также специалисты иностранных партнеров приезжают сюда и проводят тренинги для работников нашей верфи. Плюс продолжается работа по созданию собственного учебного центра.

– Вокруг верфи растет и город. Как решается вопрос с жильем для работников «Звезды»?

– Большой Камень – город небольшой, и, естественно, спрос на жилье огромный, и эту напряженность нужно снимать. Многие наши работники, даже не из других регионов – из соседних городов, стоят в очереди на жилье, и потому я считаю вопрос его строительства не менее важным, чем строительство самой верфи.

Сейчас подрядчиками ССК ведется активная застройка шести микрорайонов: Шестой, Парковый, Садовый, Пятый, Нагорный и Зеленый, всего планируется строительство  69 домов на 4594 квартиры. Еще 750 квартир в микрорайоне Солнечном построит правительство Приморского края.

Начиная с 2016 г. дома сдаются. Уже заселены два пятиэтажных жилых дома по 68 квартир в микрорайоне Пятом, четыре дома на 144 квартиры в первой очереди Шестого микрорайона, девять домов на 430 квартир во второй очереди Шестого микрорайона. Продолжается строительство последующих домов. Одновременно работы ведутся по всем шести микрорайонам – к окончательному моменту строительства верфи жилье тоже должно быть введено в эксплуатацию.

По мере готовности домов работники, нуждающиеся в жилье, в порядке очереди получают квартиры. Также переехавшим работникам предоставляются внаем комнаты в общежитиях гостиничного типа Большого Камня. В рамках Программы мобильности трудовых ресурсов сотрудникам из других регионов эти затраты частично компенсируются.

– ССК «Звезда» призван стать ядром судостроительного кластера в ДФО. Что это даст региону и, в частности, городу Большой Камень?

– Судостроение традиционно является локомотивом для развития смежных отраслей. Поэтому строительство суперсовременной верфи «Звезда» будет иметь значительный мультипликативный эффект для всей российской промышленности.  Производство сложной морской техники, ледоколов позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятий Дальнего Востока и других регионов страны, создать мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР, которые сегодня считаются осью мировой экономики.

Плюс при этом создаются рабочие места, повышается квалификация работников, в региональный бюджет идут налоги. В перспективе ССК «Звезда» станет одним из крупнейших налогоплательщиков Приморского края и Дальнего Востока.

Как вы знаете, вокруг верфи растет город: объемы производства огромны, и количество людей, которые будут в нем задействованы, тоже очень велико. Когда создается крупное предприятие, на котором работает множество высокопрофессиональных рабочих, в регионе развивается инфраструктура, открываются школы, кафе. А это тоже дополнительные рабочие места.

– Как вы себе представляете 10-летие «Звезды», какой она станет?

– Несомненно, через пять лет наш судостроительный комплекс станет крупнейшим предприятием в России, которое будет способно перерабатывать ежегодно 330 тыс. тонн металла и спускать по 10-15 судов в год. Это верфь с полностью введенными в строй цехами, укомплектованным штатом и с опытом сдачи десятков судов. Сопровождать «Звезду» будут предприятия-спутники, они будут работать на обеспечение самой верфи. Это будет не просто судостроительный комплекс, ведь «Звезда» – лишь часть целого огромного судостроительного кластера, место которого здесь, на Дальнем Востоке.

 

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ