Приморские мороженщики выступают за отсрочку внедрения системы маркировки, апеллируя отсутствием технологий, высокой финансовой нагрузкой и конечным удорожанием продукции.
Внедрение обязательной маркировки молочной продукции началось в России с января и продлится в несколько этапов до октября 2021 г., сообщил замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов.
«С лета прошлого года идет эксперимент. Он должен закончиться в этом году. В течение фактически трех кварталов, с 1 января до 1 октября, будет поэтапное внедрение обязательной маркировки молочной продукции. Выбран специальный щадящий режим в зависимости от срока годности продукции, от ее упаковки и так далее», – сказал Евтухов.
Глава оператора системы цифровой маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин сообщил, что затраты в целом для производителей оцениваются в 4 коп. на единицу продукции. Для ретейла расходы также будут минимальны.
«У нас получается внедрение на единицу продукции: затраты оцениваются в около 4 коп., порядка 4 млрд руб. на всю отрасль, – сказал Дубин. – Затраты дальше по цепочке у оптовиков и в рознице весьма невысоки. Во-первых, розница во многом оснащена для других товарных групп. Помимо всего прочего, проект цифровой маркировки базируется на реформе онлайн-касс, соответственно, система получает информацию о выбытии от онлайн-касс, специально ничего оснащать для этого не требуется».
Участники приморского рынка, в частности производители мороженого, считают меры, которые предпринимаются сегодня для борьбы с контрафактной продукцией, понятными, а заданное движение – верным. Однако утверждают, что необходимо тщательно просчитывать последствия нововведения, которые могут крайне негативно отразиться на легальных производителях.
Так, Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината, сообщил, что сроки, установленные законом на внедрение маркировки в подгруппе «мороженое», довольно ограничены и наступают с 1 июля 2021 г. То есть в наиболее сложный месяц для производителей. «Существуют риски вынужденных остановок, простоев, ошибок производства, связанных с введением обязательной маркировки», – считает директор комбината.
Ключевым моментом для производителей мороженого являются непосредственно затраты на оборудование для внедрения системы «Честный знак». Согласно постановлению правительства № 577, стоимость одного маркировочного кода будет составлять 50 коп. без НДС и 60 с добавочной стоимостью. Это непосредственно заказ и выдача. Печать проходит с другой статьей расходов. Для маркировки остатков необходимо приобрести либо свой принтер этикеток, либо заказывать партию этикеток у сторонней компании.
Юрий Минкин: «Если говорить о приобретении собственных сканеров, стоимость каждого доходит до 10 тыс. руб. Новые онлайн-кассы – до 70 тыс. руб. Покупка принтера для печати этикеток может обойтись производителю в сумму свыше 40 тыс. рублей. Чтобы внедрить и автоматизировать систему «Честный знак» «с нуля», необходимы подходящая кассовая программа и товароучетная система, стоимость которых зависит от функционала.
Определенных расходов требуют также услуги инженеров и программистов для настройки ПО и отладки техники. Кроме того, получение КЭП, регистрация в системе «Честный знак» и в личном кабинете ФНС, а также договор с ОФД обойдутся в значительную сумму».
Производители утверждают, что удорожание продукции мороженщиков после внедрения системы «Честный знак» для конечного потребителя произойдет не менее чем на 15%.
Алексей Лабунец, главный механик ООО ПКФ «ПРОКСИМА», руководитель проекта по внедрению «Честного знака»: «Каждый производитель мороженого в нашей стране имеет в своем ассортименте продукты, ориентированные на людей с низким уровнем дохода (дети, пенсионеры, учителя, врачи и т.д.) – низкоценовой сегмент мороженого в вафельном стаканчике, эскимо, фруктовые льды. Себестоимость порции фруктового льда составляет 4 руб. Стоимость кода идентификации «Честный знак» составляет 60 коп. с НДС. Стоимость расходных материалов (чернила либо красящая лента) для нанесения одного кода составляет 3,4 коп. без учета стоимости и износа маркировочного оборудования. Таким образом, стоимость нанесения одного кода идентификации составляет 0,634 руб., что является 15,85% себестоимости порции».
«Честный знак», внедряющийся второй год по всем направлениям торговли, выгоден в первую очередь поставщикам данных услуг и федеральным торговым сетям. Как рассказывают эксперты, приобретая буквенно-цифровой код, производитель должен преобразовать его в так называемый графический матрикс код. Он уникален и наносится на упаковку каждой порции мороженного одной и той же марки.
Например, одна линия выпускает 24 тыс. порций мороженого в час. Умножаем на 60 коп. (стоимость кода с учетом НДС). Выходит 14 400 руб. производитель будет платить государственно-частным партнерам за выпуск этих кодов – и это только во временной промежуток – 60 минут. Стоимость самой печати, оборудования, амортизации и другие сопутствующие расходы – просчитываются отдельно. Так, на 60 коп. увеличивается цена самой упаковки, плюс 3 коп. – это стоимость непосредственно нанесения кода. Оснащение оборудованием для считывания кода обойдется компании в сумму около 1,5 млн руб. на один поток.
Алексей Лабунец: «И все эти расходы будут закладываться в цену одной порции мороженого. Далее пойдет накрутка торговых сетей и логистики. Таким образом, порция мороженого подорожает для конечного потребителя минимум на 15%. Если, скажем, в сезон мы запустим все имеющиеся линии, то оплата кодов в сутки будет составлять 774 тыс. руб. Причем в нашем случае, как говорил классик, «сначала деньги, потом стулья». То есть, чтобы продать продукцию, мы должны инвестировать в маркировку огромные средства.
Затраты на внедрение системы «Честный знак» для восьмипоточной линии составят более 1 291 779, 2 евро (или 109 801 232 руб. по курсу 85 руб. за евро). На внедрение роботизированной системы понадобится не менее двух лет (первый год – изготовление, доставка и монтаж, второй год – отладка и устранение недостатков). Монтаж, отладка и устранение недостатков невозможны в условиях пандемии. Описанные затраты возможно окупить за 6,5 лет при сохранении текущих производственных скоростей и улучшения показателей производительности труда в два раза. Но не все производственные линии возможно оснастить роботизированными системами укладки, так как данные системы требуют дополнительных производственных площадей. Отсутствие у нас свободных производственных площадей предопределяет необходимость строительства новых производственных помещений».
Юрий Минкин уверен, что маркировка в производстве мороженого будет на руку «нелегалам», которые приспосабливаются к любым ужесточениям рынка гораздо быстрее «белого» бизнеса: «Ведь нам придется, как законопослушным предпринимателям, обеспечить работу в новых условиях, в рамках удорожания всего процесса производства. Стоимость самого оборудования и оптимизация процессов потребует больших финансовых затрат. При этом скорость производства ощутимо снизится, так как алгоритм отработан слабо и, на наш взгляд, пилотные тестирования новой системы «Честный знак», в частности, я говорю о производстве мороженого, проходили недостаточно эффективно».