Геннадий Райц: «Клубника – культура самоопыляемая»

Геннадий Райц, фермер. Родился в 1985 г. в с. Шмаковка Кировского района, здесь же окончил среднюю школу. В 2003–2008 гг. обучался в Приморской сельскохозяйственной академии по специальности «агрономия». В 2008–2018 гг. работал агрономом в Шмаковке. Женат, дети: мальчик и девочка. Фото: предоставил Г. Райц |  «Клубника – культура самоопыляемая»
Геннадий Райц, фермер. Родился в 1985 г. в с. Шмаковка Кировского района, здесь же окончил среднюю школу. В 2003–2008 гг. обучался в Приморской сельскохозяйственной академии по специальности «агрономия». В 2008–2018 гг. работал агрономом в Шмаковке. Женат, дети: мальчик и девочка. Фото: предоставил Г. Райц

Взятый в стране курс на продовольственную безопасность и меры поддержки аграриев выгодно совпали с относительно благоприятными климатическими условиями Приморья, а теперь еще и с перекрытием границ из-за пандемии. Одним из таких производств теперь занимается Геннадий Райц.

– Геннадий Александрович, что вас побудило заняться выращиванием садовой земляники (клубники) в промышленных масштабах?

– Направление это давно мне было, как агроному, интересно. А вот три года назад участвовал в приеме экзаменов в Приморской сельхоз­академии. Один из студентов-заочников защищался как раз по данной культуре, показал образцы ягоды хорошего качества, товарного вида. Это и стало стимулом перейти к практике.

Проанализировал рынок, пригласил двух товарищей, с которыми давно выращиваю сою и кукурузу. Теплицы решили строить в Октябрьском районе, под Покровкой, здесь получилось приобрести в собственность землю. К тому же хозяйство находится всего в 15 минутах езды от  Уссурийска, где мы живем.

Соорудили восемь теплиц, нынешней весной их станет уже 23. Часть урожая собирается с открытого грунта. Работы ведутся на основе софинансирования: помимо собственных вложений, мы, защитив бизнес-план, получили грант «Молодой фермер» (3 млн от краевого Минсельхоза).

В 2020-м собрали 4,5 тонны ягоды, на нынешний год план – 10 тонн, в дальнейшем выйдем на такие объемы, которые сможем обрабатывать. По оценке, в год Приморье потребляет порядка 4 тыс. тонн клубники. В самых амбициозных планах – получить 20% рынка. При условии, если грамотно выстроить конвейер, технологическую цепочку, это реализуемо. Пока мы далеки даже от того, чтобы доминировать в Уссурийске, где и продается наша продукция.

– После перестройки считалось, что выращивание и торговля клубникой – это призвание садоводов и огородников, у которых хватало не только себе на варенье, но и продать на ближайшем рынке. Получается, теперь эта функция переходит к крупным хозяйствам вроде вашего?

– Возможно, в те годы еще сохранились на селе специализированные хозяйства, которые занимались ягодой. Сегодня в Приморье выращивается 20–30 тонн из расчета на все огороднические участки – менее процента от того, что надо потребителям. Кроме того, данная продукция часто бывает спорного качества. Есть считаное количество крупных (относительно) производителей, которые выпускают до 5 тонн в год. Остальное, 96–98%, либо импортное, либо с юга нашей страны.

– Вообще в России развивается производство клубники?

– Рынок потребления этой ягоды растет в объемах не менее 6% в год. Лучше всего, конечно, с производством в Краснодарском крае, там выращиваются тысячи тонн. Постепенно в процесс втягиваются и другие регионы.

Учитывая, что Владивосток находится примерно на одной широте с Краснодаром, в той же седьмой световой зоне, для клубники у нас потенциал хороший. Хотя температуры у нас ниже, в закрытом грунте ягода набирает достаточно массы, вкуса и сладости.

– Как сказывается ограничение импорта из Китая на востребованности местной продукции?

– Клубнику завозят не только из КНР, но и из Египта, Турции, Армении. А мы выпускаем продукцию с конца июня по октябрь, когда в южных странах слишком жарко, там невыгодно выращивать клубнику. Такая вот найдена ниша.

Наши теплицы пленочно-арочного типа, рассчитаны на весенне-осенний период, одна обходится всего в 400 тыс. рублей, что очень дешево по сравнению с отапливаемыми герметичными стеклянными. Зимой выращивать клубнику в Приморье, как считаю, экономического смысла нет. Слишком суровые у нас зимы – бывает до –40, в этой связи большие энергозатраты на отопление. Учитывая, что как раз в холода на приморском рынке много импортной клубники, наша по себестоимости 1,5 тыс. за килограмм будет заведомо неконкурентоспособной. Допустим, китайская ягода стоит в эту пору около 700 рублей.

Важно учитывать, что в свежем виде потребляется не более 20% ягоды, остальное уходит кондитерам и перерабатывается. К качеству в последнем случае требования невысокие, сюда идет явно не премиальная клубника. Какая бы у нас ни была вкусная ягода, по цене более высокой, чем у конкурентов, ее не купят.

– Как происходила реализация в прошлом году?

– Мы поставляли клубнику в торговые предприятия Уссурийска. Но большая часть напрямую развозилась по домам людям, которые заказывали клубнику, выходя на нас через «Инстаграм». Интересовались нами и оптовики, но тем требуются большие объемы (тонна и более в день), которые мы пока не можем обеспечивать. Для этого надо производить 100 тонн за сезон как минимум.

С доставкой на дом килограмм стоил 650 рублей, магазины устанавливали свои наценки, как правило, 20%. По сравнению с иностранной клубникой наша продукция была конкурентоспособной. Пока объемы невысоки, разбираемся, как работает логистическая цепочка, дистрибьюторы и агенты нам не требуются.

Весной установим холодильник, чтобы могли спокойно собирать клубнику и на следующий день реализовывать. Пока приходится продавать в тот же день, когда собираешь. В прошлом году провели эксперимент – сварили несколько банок варенья из некондиционного сырья. Возможно, будем развивать и это направление.

– Насколько выгоден бизнес на клубнике?

– Заниматься можно с выгодой чем угодно. Просчитываешь экономику, подходишь рационально, с бизнес-планом и расчетом окупаемости. Необходимо понимать, сколько именно ты потратил на производство килограмма ягод, плюс закладываешь 20% рентабельности. Если вы вырастили и продали килограмм клубники по 400 рублей, а потратили 600, это приведет к убыткам. Кроме того, отдельно просчитываются долгосрочные инвестиции.

– Как строится работа на теплицах в сезон?

– В штате компании – управляющий и агроном-технолог. На сезонные работы – посадку, сбор, прополку – привлекали из Уссурийска около 20 рабочих. Клубника собирается через день, тогда она не успевает переспевать. Теплицы сделаны с максимальным проветриванием, чтобы не допустить повышенной влажности.

Клубника в принципе культура самоопыляемая, при проветривании теплиц пыльца переносится с соцветия на соцветие воздухом. Но наши теплицы не закрыты и для насекомых, которые залетают и также опыляют клубнику. Если же вы выращиваете клубнику зимой, когда теплица герметично закрыта, тут потребуется «рабочая группа» шмелей, которые будут заниматься опылением.

У нас есть клубника разных сортов. Ремонтантные плодоносят в течение всего сезона, если позволяет температура. Тем самым мы растягиваем период плодоношения, получаем не очень большой, но зато стабильный урожай до наступления низких температур. На зиму клубника накрывается соломой, пленкой, агротканью и «спит» до апреля.

– Где вы приобретаете посадочный материал?

– Частично закупаем в российских питомниках, частью заказываем в Европе. В Приморье есть свои небольшие питомники, но там клубника для садоводов-любителей, а не та, что нам нужна. Также построили свой рассадник, где размножаем собственную клубнику.

– Есть ли интерес развиваться в сторону других ягод?

– Рассматриваем малину, ежевику, голубику. Ближайшая цель – отработать технологию на клубнике, довести до ума это направление, тогда можно заняться и другими культурами.

Главная сложность заключается в том, что не всегда есть материал, подходящий для наших условий. Скажем, закупаем растения в Европе, Центральной России, а они в Приморье не приживаются. Конечно, есть традиционные, распространенные среди садоводов-любителей Приморья сорта клубники (такие как орлец). Ягода сладкая, но хранится максимум сутки, потом течет, теряет товарный вид.

Мы выращиваем клубнику, которая может пролежать на прилавке 2–3 дня при правильном подходе к технологии. Конечно же, реклама импортной клубники, которая может храниться до 120 дней, – это неправдоподобно. Мы свою собрали, тут же поставили в сеть, ягоду реализовали за сутки-двое, она не залеживается.

– Можете в целом оценить перспективы сельского хозяйства в Приморье?

– Смотрю на будущее отрасли положительно, в той связи, что есть неплохая финансовая поддержка со стороны Минсельхоза Приморского края, которая действует по разным сферам, почти по всем направлениям. Раньше львиную долю рынка выращивания овощей в регионе занимали китайцы, сейчас в связи с пандемией их к нам не пускают, на позиции иностранцев зашли местные производители. Импортозамещение заметно продвинулось.

 

 

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (2)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
житель 4 недели назад
0 0
Молодцы. Кто хочет делает, кто не хочет найдем 1000 причин ни чего не делать.
ОПГ ЕР 1 месяц назад
0 0
Курс на продовольственную безопасность, где то мы уже это проходили и по -моему при очень дарагом Леониде Ильиче через его "Продовольственную программу", даже был анекдот, какое блюдо самое вкусное? - Вырезка из "Продовольственной программы".
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ