2021-05-16T11:05:26+10:00 2021-05-16T11:05:26+10:00

«Это бизнес, ничего личного». Macdonald’s, KFC и Burger king против приморских пит-стопов

Построить автокафе, сдать его им в аренду и получать свои дивиденды

Благодаря высокой маржинальности drive thru (так на «американском английском» называется формат «пит-стоп») этот сегмент стал интересен крупнейшим сетевым игрокам. И во Владивостоке скоро откроются рестораны «МакАвто», принадлежащие компании «Макдональдс». Кроме того, ожидается приход на местный рынок автокафе еще двоих участников «большой тройки фастфуда» – речь идет о сетях под брендами KFC и Burger king.

Об эволюции «старого доброго пит-стопа» во Владивостоке рассказал Михаил Берестенко, сооснователь недавно проданной сети автокафе Route 60:

– Могу назвать нас одними из родоначальников пит-стопов в том виде, в котором они существуют сейчас. И без преувеличения. Это ведь только после нас на рынок зашли ребята, создавшие впоследствии сеть «Кофе-машин» и ZazaCafe.

В чем заключалась наша модель? Я, как юрист, оформлял земельные участки в выгодных локациях и инвестировал в открытие заведений, управлением занимался мой партнер. За непродолжительное время сеть быстро разрослась, и нам пришлось притормозить рост, чтобы получше отладить бизнес-процессы. В результате открыли цех для обеспечения нашей сети и со временем поняли, что производство и продажа мясных полуфабрикатов приносит совсем другие деньги, и сфокусировались уже на этом.

Сейчас лидером рынка является «Кофе-машин». Их владельцы решили развивать сеть по франшизе. То есть если мы строили сеть за свои деньги и нам нужно было нанимать управляющих каждой или нескольких точек, то в «Кофе-машин» инвестор, вложивший свои деньги, сам был управляющим. Ответственность за свои деньги всегда лучше мотивирует, чем ответственность за чужие.

Время показало, что тактика «Кофе-машин» оказалась более конкурентной. В то время как мы все делали за свой счет (содержали собственную управляющую компанию, оформляли участки и строительство точек), наши коллеги использовали ресурсы людей – собственников земельных участков, купивших франшизу, напрямую заинтересованных в росте выручки и экономии издержек.

Что произошло в локдаун? Когда весной 2020 г. закрылись все заведения общепита, население, уставшее от самоизоляции и домашней стряпни, потянулось в пит-стопы. Так как бизнес автокафе строится априори на доставке и самовывозе, которые не попадали под запрет, наша выручка в этот период возросла на 60%.

Именно в этот период от рестораторов, не имеющих возможности на тот момент полноценно осуществлять деятельность, стали поступать предложения о продаже сети. Одновременно с этим активизировались и наши конкуренты – представители пит-стопов. К июлю ситуация повернулась на 180 градусов. Разрешение на возобновление работы в сегменте общепита подстегнуло владельцев ресторанов к активизации собственной деятельности, и все владельцы побежали спасать свои бизнесы, фокусируя все свои ресурсы на этом. Тогда как предприниматели из формата «автокафе», хорошо понимающие рынок, обратились уже к нам с предложением купить нашу сеть. При этом достаточного количества денег ни у кого не было.

Почему продали? Любой бизнесмен (если только это не ремесло) всегда готов продать свой бизнес, если за него дадут хорошую цену. Нашу цену ни один игрок потянуть не мог, пришлось сеть раздробить и реализовать по частям нескольким собственникам. Получилось даже дороже, потому что бизнес мы продали на пике прибыльности.

Что ждет рынок? Ко мне, как к юристу, специализирующемуся на оформлении строек и земельных участков, стали обращаться представители «большой тройки фастфуда» (Macdonald’s, KFC и Burger king) за поиском земельных участков и оформлением строительства на них ресторанов формата drive thru. Из переговоров я понял, что можно отлично вписаться в эту бизнес-модель: построить автокафе формата drive thru, сдать его им в аренду и получать свои дивиденды в размере 5–6% от выручки.

Никакие местные пит-стопы и даже рестораны не могут конкурировать по уровню технологичности, себестоимости, логистике и качеству продукта с такими брендами, как Macdonald’s, KFC и Burger king. Когда они разовьются в полной мере (думаю, что во временной промежуток не более пяти лет), то «откусят» большую часть рынка пит-стопов. Это грустно, но, как говорится, «это бизнес, ничего личного». Кстати, открытие первого драйва KFC намечено на июнь этого года в районе Снеговой Пади».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ