История движется по спирали. Своих кадров в экономике Приморья, особенно в сферах строительства и сельского хозяйства, в разные исторические периоды всегда не хватало, и их дефицит покрывался методами, присущими той или иной общественно-экономической формации.
К примеру, в советские времена на строительство большого Владивостока ехали по оргнабору строители со всех концов СССР. Отработав по контракту определенное время, они уходили на плавбазы и, заработав «длинный рубль», уезжали в свои края. Широко была развита практика шефской помощи селу, куда на период сельхозработ массово привлекались коллективы промышленных предприятий, научных и проектных организаций, учебных заведений. Они же осуществляли достройку объектов жилья и соцкультбыта в городах края. Можно по-разному подходить к оценке тех приемов, но существовала управляемая государством система.
Сейчас другое время, и прошлые методы просто неприемлемы. Но дефицит рабочих рук в тех же отраслях строительства и сельского хозяйства сохранился и даже поднялся на более высокий уровень в коронавирусный кризис. Поэтому сейчас на первом месте стоит задача создания системного подхода к формированию регулируемого рынка труда, в том числе и рынка трудовой миграции, основанного на принципах, изложенных в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг.: «Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем».
Только так и не иначе! А что мы имеем? Бесконтрольный, массовый въезд «безвизовиков», не учитывающий потребности экономики, безадресное оформление патентов и практически ничем не ограниченное трудоустройство, которое создает излишки этих трудовых мигрантов, согласных на любые условия работы, что ведет к занижению оплаты труда коренного населения и последующего их замещения мигрантами в ряде отраслей экономики.
Многие трудовые мигранты работают по «серым» схемам. Так, по состоянию на 31 декабря 2020 г. из 26 350 (93,12%) граждан Узбекистана, состоящих на миграционном учете в УМВД РФ по ПК, с целью «работа» оформили патенты лишь 13 792 чел. (59%), из которых 7927 чел. (57,5%) трудились без заключения договоров найма, а более 3 тыс. граждан Узбекистана работали вообще без права на трудовую деятельность.
Вот это и является основным источником недовольства коренного населения края трудовыми мигрантами и всевозможных негативных суждений об их роли в обществе.
Чтобы хоть как-то исправить положение, с 1 марта текущего года ввели в действие специальный алгоритм, в котором четко расписаны все действия органов исполнительной власти и работодателей по организованному привлечению в экономику РФ иностранных граждан. Но критерии алгоритма затронули лишь интересы крупных работодателей, чей годовой доход превышает 2 млрд рублей, а среднесписочная численность сотрудников – более 250 человек, и совершенно исключили большинство средних предприятий, все предприятия малого бизнеса и микропредприятия. А это более 950 млрд рублей, или 63,2% общего оборота всех организаций Приморья.
Оказавшись «за бортом» нововведений, они по-прежнему должны будут выбирать недостающих работников из массы стихийно въезжающих на территорию края мигрантов-безвизовиков. И очевидно, что если такой урезанный подход к оргнабору оставить, эта неуправляемая масса трудовых мигрантов появится в Приморье, в этом нет сомнений.
Предоставленные сами себе, они вновь увеличат ряды нелегалов. Попадая в руки мошенников, будут по-прежнему работать в «серой» зоне, создавая дисбаланс на рынке труда, снизят его стоимость и повысят социальную напряженность в обществе.
Выход из такого положения видится в решении следующих задач: во-первых, необходимо урегулировать положение безвизовых иностранных граждан, пребывающих в значительном количестве на территории края в период ограничений, и предотвратить неконтролируемый въезд трудовых мигрантов в будущем за счет введения механизма оргнабора; во-вторых, сформировать из трудовых мигрантов дополнительный трудовой ресурс для выполнения задач развития инфраструктурного комплекса Приморского края, способствующего повышению качества жизни коренного населения, росту социально-активного населения края.
Третья и, на мой взгляд, главная задача – это воспитание собственных трудовых кадров для занятия вновь создаваемых достойных рабочих мест в результате реализации масштабных национальных проектов на территории края. И еще раз повторяю, что трудовая миграция должна способствовать решению этих задач, а не исполнять ведущую роль.
В настоящее время в составе правительства Приморского края формируется новое министерство профессионального образования и занятости населения. В эту работу уже активно включились институты гражданского общества. В составе Общественной палаты Приморского края создана Межкомиссионная рабочая группа по проблемам краевого рынка труда. Есть надежда, что совместными действиями мы сможем решить поставленные выше задачи.
Хочу подчеркнуть, что первоочередной наем российского гражданина на вакантное рабочее место предусмотрен российским законодательством, и его нарушение должно наказываться очень строго. Но зачастую, даже оставшись без работы, российские граждане не готовы занять места трудовых мигрантов. Никогда россияне с высшим образованием, потерявшие престижную работу, не хотят «переступить через свои амбиции» и переходить на места мигрантов.
Принято считать, что иностранные граждане якобы лучше и качественнее работают, а я считаю, что это миф.
Понятно, что цель трудового мигранта – как можно быстрее найти себе занятость, чтобы прокормить себя и семью, оставленную в стране исхода. Он согласен на любую работу и готов трудиться сутками. Этим спекулируют наши работодатели, экономя на современных технологиях, уходя от налогообложения. И измышления о «ненадежности» россиян и их «пьянстве» распространяют вот такие «работодатели», чтобы оправдать наем мигрантов по «серым» схемам или вообще без патентов. Подобная пагубная практика должна пресекаться контролирующими органами (УМВД РФ, УФНС по ПК, Гострудинспекцией). А за качеством работы мигранта нужен усиленный контроль.