Неожиданно китайская сторона выдвинула новые требования к российским рыбодобывающим компаниям, в том числе предприятиям аквакультуры, об указании информации при заполнении «сертификата здоровья» в графе «название и номер промыслового судна». Этот пункт касается даже продукции, поступающей с береговых заводов. Производители не понимают выдвинутых китайскими коллегами требований.
Согласно информации, предоставленной Дальневосточным союзом предприятий марикультуры (ДВ СПМ), уже с начала этой недели на российско-китайской границе погранперехода «Краскино – Хуньчунь» встало около 40 машин с рыбной продукцией, произведенной на береговых заводах. Предприниматели не смогли поставить свою продукцию «большому брату», получив рекомендации «правильно» заполнить «сертификат здоровья».
При этом председатель ДВ СПМ Роман Витязев поясняет, что единый порядок заполнения «сертификата здоровья» до сих пор не разработан и не утвержден с Китаем. Именно поэтому возникают такие вопросы и разночтения.
Напомним, «сертификат здоровья» (Health Certificate) – это документ, который используется для подтверждения безопасности, качества продукции и обеспечивает ее экспорт. Такой документ является международно признанным, он выдается Россельхознадзором для подтверждения качества продуктов питания, возможности ввода товаров в другие страны.
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, рассказал: «Эта проблема действительно существует. Как указывать название и номер промыслового судна, если продукция поступает с берегового завода? Пока непонятно. Но есть и еще один острый вопрос. Недавно мы получили пояснительные записки, которые направила в адрес России китайская сторона, которые касаются портов Циндао и Далянь. В документах говорится, что по продукции, следующей в КНР в контейнерах, – проблем нет. А вот с перевалкой навалом возникли сложности: эту продукцию нужно размещать на складах с последующим ее тщательным изучением, снятием проб и т.д.
Мы понимаем, что эта продукция может априори не дойти до конечного китайского потребителя, вполне велик шанс что ее просто арестуют. И, к сожалению, от России здесь ничего не зависит. Хотя в письмах китайская сторона указывает, что данные шаги не направлены против РФ, а связаны исключительно с защитой от коронавирусной инфекции, на практике все это выглядит как бюрократические заградительные меры по поставке российской продукции, которая идет в Китай».