Борьба с новой коронавирусной инфекцией аккумулировала все силы и резервы системы здравоохранения Приморского края. О мерах, которые предпринимаются для купирования COVID-19 в регионе, а также о том, как решается проблема с дефицитом медицинских кадров, рассказала министр здравоохранения Приморского края Анастасия Худченко.
– За полтора года борьбы с коронавирусом можно ли говорить о некой сезонности вспышек инфекции?
– Всплеск заболеваемости и в прошлом году и в текущем выпадал на зимне-весенние месяцы, с января по март. Потом непродолжительное время отмечается спад по количеству инфицированных, и к лету эпидемиологическая обстановка вновь резко ухудшается. Год назад складывалось ощущение, что вирус практически побежден, однако осенью мы столкнулись с новой сильнейшей вспышкой заболеваемости. Здравоохранение тогда работало на пределе возможностей.
На сегодняшний день мы должны приложить все усилия, чтобы исключить прошлогодний сценарий. Для этого необходимо к октябрю создать иммунную прослойку у населения. А это возможно исключительно в условиях массовой вакцинации. Мы же не просто так агитируем людей делать прививки. Сегодня выработка иммунитета против коронавируса – главная действенная мера борьбы с ним.
– Насколько эффективны отечественные вакцины?
– В России к применению разрешены всего четыре вакцины. Самая популярная – «Спутник-V», она же «Гам-Ковид-Вак». Это двухкомпонентная вакцина, которую можно применять с 18 лет и далее без возрастного ограничения.
Данным препаратом в России уже привилось более 30 млн людей. Эта вакцина самая изученная, и постклинические исследования подтверждают, что «Спутник-V» – безопасна и высокоэффективна. Отмечу, что все единичные сведения о побочных явлениях аккумулируются и изучаются в Росздравнадзоре, и таковых зафиксировано – единицы.
Вторая популярная российская вакцина – «ЭпиВакКорона». Она также безопасна для использования лицами старше 60 лет. Ее преимущества – в транспортировке, так как препарат не требует замораживания. Поэтому часто мы ее применяем для вакцинации маломобильных граждан на дому.
А вот третья отечественная вакцина – «КовиВак» – имеет возрастные ограничения – с 18 до 60 лет. Она отлично переносится и обладает высокой эффективностью.
Не так давно разработана первая однокомпонентная российская вакцина – «Спутник Лайт». После прививки иммунитет формируется через две недели. Препарат также, как и «КовиВак», показан лицам от 18 до 60 лет. Кроме того, эта вакцина рекомендована людям, перенесшим COVID-19, и людям, которым нужна быстрая иммунная реакция, например, работающим вахтовым методом или морякам. В августе мы планируем использовать данную вакцину для прививок волонтеров Восточного экономического форума. У ребят уже к сентябрю должен быть иммунитет против коронавируса.
– Что касается показаний и противопоказаний к вакцинации: человек сам решает, перенесет он прививку или нет?
– Это распространенное заблуждение. Люди часто самостоятельно отказываются от прививки, опасаясь за свое здоровье. Но далеко не при любом хроническом заболевании вакцинирование противопоказано. Перед прививкой человека обязательно должен осмотреть врач или профильный специалист. Именно он примет решение, есть ли противопоказания для прививки или таковые отсутствуют.
В инструкциях к вакцинам существует рекомендация – «Применять с осторожностью», при которой врач обращает особо пристальное внимание на состояние пациента и оценивает соотношение пользы и риска прививки в данном конкретном случае. Например, человек, страдающий онкологией, но получивший полный курс химиотерапии и находящийся в периоде ремиссии – может вакцинироваться. А тем, кому показана терапия пожизненно, необходима консультация с онкологом. Именно врач должен решить вопрос о возможности вакцинации и порекомендовать вакцину.
Еще один распространенный случай – гипертония. Большинство гипертоников уверены, что вакцина им противопоказана, но это не так. Прививку нельзя делать, если у человека в силу разных причин поднялось давление. В этом случае он получит медотвод. Но когда состояние нормализуется, вакцинироваться не только можно, но и нужно. То же и с простудными заболеваниями. Во время болезни – медотвод, а потом можно делать прививку.
– Врачи тоже болеют, уходят на пенсии или в отпуска. Как решается кадровая проблема в здравоохранении?
– Для разрешения этого вопроса мы прилагаем максимум усилий в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения в Приморском крае» на 2020–2027 гг. Дело в том, что кадровый потенциал очень долго восстанавливается. В 2022 г. мы планируем изменить подходы в кадровой программе. Большинство проектов закладываются в бюджет следующего года уже сегодня. Мы изучаем мнения работников здравоохранения о действующих мерах соцподдержки и собираем информацию о том, какими еще мерами или факторами необходимо дополнить программы, чтобы привлечь специалистов здравоохранения в отдаленные районы края.
– В приоритете у молодых врачей финансовая поддержка?
– Мы видим, что как раз финансовая поддержка не всегда является ключевым мотивирующим фактором для переезда молодых врачей в регионы.
Не менее важную роль играют и сами условия труда: качество рабочего места, наличие социальной инфраструктуры и даже психологический климат в коллективе. Молодые люди хотят иметь возможности для профессионального карьерного роста, и это нормально. Все мнения будут собраны, учтены и применены в новой кадровой политике.
– Особенно остро ощущается дефицит узких специалистов, как решить этот вопрос?
– Несмотря на то что разнарядку по количеству целевых мест в ординатуре нам дает Министерство образования Российской Федерации, перед формированием такого плана мы указываем и свою потребность, которая растет с каждым годом. Кроме того, крупные медицинские учреждения имеют возможность выучить для себя специалиста в ординатуре с помощью собственных, внебюджетных средств. И такие примеры в Приморье есть. Толкового фельдшера – учат на врача, а специалиста с высшим медицинским образованием успешно переучивают на другую медицинскую специальность.
На мой взгляд, такие расходы – связанные с образованием, с подготовкой кадров, или повышением их квалификации, – это инвестиции в будущее медучреждения.
– Сегодня трудно попасть к врачу в поликлинике, почему?
– Летом в поликлиниках особенно остро ощущается дефицит кадров. Помимо того, что многие специалисты сами заболели ковидом, а другие перешли на работу в амбулаторные центры или на вакцинацию населения, сейчас еще и пора отпусков. А за полтора года напряженной работы врачи очень устали, необходимо дать людям нормально отдохнуть. Все это приводит к определенным сложностям с записью, но это временные трудности. С окончанием пандемии врачи вернутся на свои места.
А вообще медицинские организации должны формировать интервальное расписание, которое бы предусматривало прием повторных и первичных пациентов. Необходимо разделять потоки, чтобы каждому конкретному пациенту врач имел возможность уделить отдельное время и внимание.