2021-09-02T08:17:13+10:00 2021-09-02T08:17:13+10:00

«Перемены нужны, и мы их ждем». Как надо перестраивать Владивосток

фото: primpress |  «Перемены нужны, и мы их ждем». Как надо перестраивать Владивосток
фото: primpress

«Владивосток нужно перестраивать», – заявил недавно вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Действительно, облик столицы ДФО меняется так быстро и неоднозначно, что с каждым новым зданием становится все интереснее узнать: куда смотрят дипломированные специалисты? Деловой еженедельник «Конкурент» решил переадресовать данный вопрос своим читателям.

Эдуард Портнов, бывший вице-губернатор Приморского края по вопросам градостроительства: «Год назад я выступил с инициативой разработки проекта «Новый город», главная концепция которого – вынос административного центра за пределы Владивостока. Речь идет об обеих администрациях – краевой и городской, которые являются центром притяжения людского потока. Важно вынести центр города за «скобки» делового ареала присутствия. Необходимо развести потоки: служащие администраций и люди, решающие свои стратегические задачи в рамках административных ресурсов, едут за город, отдыхающие – в город. Это позволило бы решить одновременно ряд ключевых вопросов: разгрузить «исторический Владивосток» от автомобильного потока, сделать центр привлекательным местом отдыха для жителей и гостей города, избежать проблем, связанных с заменой или ремонтом коммуникаций и сетей.

Мало кто знает, но здание, определенное под правительство края, первоначально проектировалось под гостиницу. В этой связи кабинеты там, мягко говоря, не слишком удобные для работы. Кроме того, все департаменты и ведомства, связанные с решением важных вопросов, расположены на определенном удалении от администраций: здравоохранения – на Морской, имущества – на Бородинской и так далее. Подъехать на экстренное совещание – целая проблема.

Далее. Владивосток – центр международного сотрудничества. Но даже чтобы совершить краткосрочные переговоры, иностранному инвестору приходится тратить массу времени, добираясь из аэропорта в центр города. Считаю это тоже показательным фактором в пользу переноса администраций.

Еще один важный момент касается генерального плана градостроительства, который, по сути, определяет цели и задачи потенциальных точек развития территорий. На сегодняшний момент исполнители плана выбираются на основе конкурса или аукциона. Это колоссальная ошибка. Люди должны понимать и выстраивать работу постоянно, глубоко погружаясь в нюансы и детали различных аспектов, касающихся Владивостока. Тем не менее на сегодняшний день какие-то неместные компании, особенно не углубляясь в уникальные особенности города, работают у нас пару лет, а потом на их место приходят другие такие же «неместные» и начинают разбираться – что сделали их предшественники и что еще бы такого сделать. Это крайне неверный подход. Городом должны заниматься эксперты, знающие его «изнутри».

Также хочу затронуть тему очевидных преимуществ Владивостока – это прекрасные виды, которые открываются и на сам город с моря, и из города, с видовых площадок. Поэтому развивать точечную застройку в разрезе строительства небоскребов – явно не тот образ города, к которому хочется стремиться. Очевидно, что именно квартальная застройка с цикличной инфраструктурой и низкоэтажным строительством может не только решить наболевший вопрос высокой стоимости жилья в столице ДФО, но и вывести Владивосток на качественно новый уровень, как с точки зрения комфорта проживания, так и эстетических характеристик».

Марина Оборожная, заместитель председателя НП «Бизнес Приморья»: «Во-первых, с приобретением Владивостоком статуса столицы Дальнего Востока назрела необходимость перенести административный центр за город или на остров Русский. Это будет способствовать автомобильной разгрузке центра города.

Во-вторых, точечная застройка. Строительство высотных домов совершенно не вписывается в ландшафт Владивостока. Здания высотой более 18 этажей перегружают город. При этом все высотные места априори должны быть переоборудованы под смотровые площадки с доступной логистикой, так как с этих точек открываются потрясающие виды, способные захватить любого туриста.

В-третьих, город должен развиваться равномерно. Сегодня одни микрорайоны перегружены населением, другие, напротив, слабо заселены. Необходимо строить кварталами, невысокие здания с законченной инфраструктурой: школами, детскими садами, спортивными секциями и так далее.

В-четвертых, парковые зоны также должны быть рассредоточены равномерно по всему городу. Необходимо также активно приводить в порядок историческую часть города, которая должна стать точкой притяжения туристов. В городе у моря должен быть собственный аквапарк.

Чтобы реализовать поставленные задачи по перевоплощению столицы ДФО в туристический центр, в первую очередь необходимо вернуть стратегический совет по развитию города Владивостока, где, как и раньше, смогут собираться эксперты и профильные специалисты, способные разработать и воплотить в жизнь идеи, основанные на научном подходе».

Андрей Борняков, советник заместителя председателя правительства Приморского края, советник мэра Владивостока, главный архитектор ООО «Град М», член Приморского краевого отделения общественной организации «Союз архитекторов России»: «Должно быть четкое разграничение в части передвижений машин и людей. Для этого всю пешеходную структуру города нужно серьезно переработать. В центре Владивостока все парковочные места вдоль дорог необходимо сделать платными. Не надо будет нарезать круги в поисках свободного места, а за один-два часа, приехав по делам, человеку не составит труда заплатить за парковку. Другое дело, если оставлять машину на день, – придется задуматься, стоит ли переплачивать, или разумнее припарковать автомобиль подальше и доехать в центр на общественном транспорте, по отдельно выделенной для него полосе. Кстати, чтобы людям хотелось пользоваться этим общественным транспортом, автопарк давно пора модернизировать. Комплексно, а не частично.

Сегодня у нас есть «Тропа здоровья», но этого совсем недостаточно. Ее необходимо расширять до «Магистрали здоровья» с ответвлениями в исторические части города, смежные улочки и скверы. Наш город давно заслуживает спортивно-прогулочную набережную вдоль всего побережья Амурского залива. Необходимо заложить этот глобальный проект пешеходной набережной в генеральный план Владивостока, Артема и Надеждинского района. Протянув ее от маяка до полуострова Де-Фриз. И тогда это будет самая длинная набережная в мире!

Вместо проекта ВКАД рациональнее было бы наладить систему транспортных магистралей между спальными и деловыми районами города. Для этого существует (и уже получил одобрение почти во всех министерствах Приморского края) концептуальный проект сквозных туннелей через сопки, которые не затронут наземные транспортные коммуникации и не парализуют город во время их строительства.

Железная дорога – это отдельная история. Железнодорожное полотно действительно, как отмечает Юрий Трутнев, отрезало нас от воды, и город у моря практически не имеет доступа к этому морю. Как раз при реализации проекта с тоннелями добытой скалой нужно отсыпать узкие места, где железная дорога подходит близко к прибрежной полосе, организуя там пляжи и места отдыха. Саму железную дорогу необходимо взять в обойму защитными системами, для безопасности и шумоизоляции. А подходы к морю, в зависимости от рельефа, провести под ж/д полотном или через широкие, современные виадуки с пандусами. Таким образом, необходимый городу железнодорожный путь останется, но при этом мы получим комфортный доступ к широкой набережной и морскому побережью.

Так город у моря получит выход к морю и самую длинную набережную в мире».

Анастасия Николенко, член Союза писателей России, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и права ВГУЭС, директор издательства «Дальиздат»: «Как можно охарактеризовать город, в котором отсутствует ливневая канализация? «Город с чудовищной инфраструктурой». Дом слепили, про удобства жителей забыли. Яркий тому пример – Снеговая Падь. Только в прошлом году там оформили, наконец, пешеходные дорожки, а в этом – уже сломали под строительство новых объектов. Все это создает хаос, неприглядный облик и проблемы для жителей, в том числе транспортные. И эти проблемы не решаются.

Задержать отток населения можно только созданием комфортной среды и повышением индекса социальной защищенности. Проблемы лежат на поверхности, их видно простому обывателю. Дело чиновников – найти решение, ведь и опыт существует. Здесь базовой мыслью должен быть один подход по принципу: «Нам здесь жить, мы в ответе за эту территорию».

Политика привлечения населения на Дальний Восток развивалась еще до революции, а в советское время довольно успешно продолжалась. И сегодня необходимо менять город, чтобы сделать его привлекательным и для туристов, и для гостей города, и для местных жителей. Вахтовый метод освоения территорий, привлечение временных трудовых ресурсов на Дальний Восток, заманивание иностранцев только тем, что мы «европейский город в Азии», – это не решение для нашей огромной страны».

Евгений Хрулев, директор ООО «СЗ Талан-Владивосток»: «За последние 15 лет в России в строительной индустрии произошли существенные перемены: изменились практически все аспекты проектирования и возведения, от планировочных решений до благоустройства и вопросов обеспечения безопасности. Мы наблюдаем это во всех десяти городах присутствия компании «Талан». Покупатели стали более требовательными к уровню комфорта, к организации дворового пространства, удобной городской среды в целом.

К сожалению, во Владивостоке эти запросы остаются не удовлетворенными. А удовлетворить их возможно, только изменив в корне подход к жилой застройке. Необходимо разработать новые стандарты на основе практик, доказавших свою эффективность. Я бы предложил делать упор на комплексный подход к освоению территорий, обеспечение социальной инфраструктуры, транспортной и пешеходной доступности, качественное многофункциональное благоустройство и применение передовых технологий. Важно сосредоточиться не на квадратных метрах, а на развитии городской среды, гармонично вплетая в сложившуюся ткань города новые современные проекты».

Сергей Федоренко, председатель совета СРО «Альянс строителей Приморья»: «Что должно быть в городе, так это компетенция специалистов в области экономики, социологии, военного дела. А уж когда задача будет поставлена, то архитекторы разработают визуально превосходную и удобную для пользователей среду обитания, а строители построят это прочно и надежно. Однако, как бы мои коллеги ни старались, это будут напрасно выброшенные деньги. Потому что, если говорить с инженерной точки зрения, самой серьезной нерешенной проблемой города является отсутствие системы ливневой канализации. Чем круче склон, тем больше скорость воды, а разрушительное действие потока увеличивается не в линейной, а в квадратичной зависимости от скорости. Это приводит к тому, что во Владивостоке любые наземные сооружения, в первую очередь дороги, благоустройство, подпорные стены разрушаются в считаные дни после ливней или в один-два сезона с обычным выпадением осадков. Отсюда можно сделать вывод, что место размещения Владивостока отцами-основателями выбрано крайне неудачно. Достаточно было тут разместить военные и портовые мощности, но не крупный город.

Проблема мгновенного размывания рельефа настолько нетипична для России, где города в подавляющем большинстве размещены на равнинных территориях, что в строительных нормах проектирования даже нет разделов, как проектировать дождевые стоки при настолько крутых, как во Владивостоке, рельефах. Нет и типовых строительных решений. Хотя, как мы видим в соседних азиатских городах, организации стока воды уделяется большое внимание.

Предварительная оценка стоимости ливневой канализации Владивостока (только магистральных трубопроводов и очистных сооружений и только центральных районов города, без внутриквартальной сети) – 15–20 млрд рублей. А ведь после строительства еще же будут затраты на эксплуатацию. Поэтому, если думать всерьез про переустройство Владивостока, нужно решать проблему с ливневкой».

Алексей Дешпет, член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Перестройка» должна начаться с анализа и планирования. Ответы на простые вопросы: что такое Владивосток? Город-порт? Город – военная база? Столица Дальнего Востока – центр политических событий в АТР? Центр экологического туризма? В каком направлении будет развиваться город – за счет Русского острова или конгломерации Надеждинского района и города Артема? И какой уровень комфорта проживания должен быть обеспечен жителям?

Самое главное – не цепляться за какую-то одну «идею», например, велодорожки или квартальная жилая застройка, и реализовывать ее, не принимая во внимание совокупность факторов. К сожалению, анализ и планирование – самое слабое место в существующей системе принятия решений на уровне муниципального образования. Да, уже понятно, что к вопросу «перестройки» города уже подключился федеральный уровень, но в последнее время это реализуется как «волевое решение», смысл которого в муниципалитете никому не понятен.

По моему мнению, «перестройка» Владивостока должна стать результатом согласования нескольких планов: экономического – город должен иметь возможность зарабатывать самостоятельно и содержать объекты инфраструктуры, внутриполитического – статус столицы Дальнего Востока не должен оставаться формальностью, возможно, его необходимо дополнить статусом города федерального подчинения и определить территориальный вектор развития, внешнеполитического – если это центр интеграции в АТР, то визит 5 тыс. пассажиров круизного лайнера не должен становиться кошмаром для туристов, погранслужбы и таможни. Это другой уровень международного сотрудничества на уровне спецслужб и МИД. К этому же вопросу относится необходимость и достаточность территорий Министерства обороны. Сейчас город в кольце «военных» лесов. Необходимо уже принять решение на самом высоком уровне, почему и зачем так.

Далее планирование перейдет на тактический уровень, условно: как совместить портовую инфраструктуру с перевалкой угля с туристическими маршрутами. Лично у меня есть одно пожелание к тактическим планам «перестройки». В погоне за красивыми городскими видами не забывать про подземные коммуникации: водоснабжение, канализацию, теплоснабжение. Износ металлических трубопроводов более 50% от общей протяженности. Система хозбытовых очистных сооружений не достроена, и в море ежедневно продолжают сливать нечистоты. Система ливневой канализации не удовлетворяет современным потребностям и нормативам. Вместе с ливневыми потоками в Амурский и Уссурийский заливы выносятся грязь, химические реагенты и бытовой мусор.

В процесс «перестройки» необходимо включить и изменение работы городских служб. В городе каждый год идет снег. И каждый год это становится неожиданностью для коммунальных служб. И каждый день улица Фонтанная становится непроезжей не только для пожарного автомобиля, но и для легкового. В 100 м от городского ГИБДД проезд перекрыт припаркованными автомобилями, в том числе патрульными. В 100 м от ГИБДД в другую сторону, напротив, автомобили припаркованы на тротуаре. Жители и гости столицы Дальнего Востока вынуждены ходить по проезжей части. Это можно и нужно менять уже сейчас, не дожидаясь стратегических планов. Одним словом, перемены нужны, и мы их ждем».

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (5)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
сергей 2 недели назад
0 0
Хочешь перемен начни с себя , так будет правильно , а неждать что придёт какой то дядя и все за нас сделает .
Аноним 2 недели назад
0 0
Перестраивать надо ДВЕ системы обозначенные Президентом. 1. "Сверхзадача менять структуру экономики" 2. "Изменения всей законодательной базы РФ". Что бы мы в этот омут не затолкали ВСЕГДА получим по ЧВСу "хотеди как лучше". - КАК это осуществить? Элементарно. Кликните интернет Геннадий Стремоухов "НУ и ЧЁ".. У Вас есть
ОПГ ЕР 2 недели назад
0 0
Всё было в общем-то неплохо, пока не стали улучшать.
Виктор 3 недели назад
0 0
Сначала надо убрать Трутнева с его планами по развитию туризма.
Дачник 3 недели назад
2 0
Для начала нужно убрать коррупцию, иначе все светлые идеи не заработают
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ