2020-12-17T10:19:36+10:00 2020-12-17T10:19:36+10:00

Владивостокская агломерация – бесправное существо

За короткий в исторических рамках срок – 150 лет – Владивосток уже вырос от скромной базы Сибирской военной флотилии до столицы Дальнего Востока и центра международного сотрудничества России со странами АТР. Важность миссии города возросла многократно, она требует адекватных территорий, а возможности его развития на полуострове Муравьева-Амурского крайне ограниченны.

Поэтому проблема территориального развития для Владивостока исключительно острая. В генеральных планах города начиная с 1976 г. рассматривались такие варианты ее решения:

– максимально возможное использование всех территорий (включая военные) в границах города с созданием новых насыпных территорий (по примеру Японии) в Амурском заливе;

– выход города «на материк» – на территории города Артема и Надеждинского района;

– градостроительное освоение островных территорий города.

Определяющими условиями (кроме финансовых) были интересы Тихоокеанского флота и административно-территориальное устройство (АТУ) края.

В генплане 1984/89 гг. на расчетный срок предусматривалось частичное изъятие военных территорий на полуострове, передача городу поселка Трудовое и создание искусственно образованных территорий в районе Моргородка и Второй Речки. В советское время эти решения были выполнены частично – несколько «ужали» военных и приняли в город поселок Трудовое. Финансовые условия не позволили насыпать территории.

В начале 1990-х, с распадом СССР и в новых правовых условиях (существенная децентрализация управления), появилась возможность решать проблему развития Владивостока за счет совершенствования АТУ края.

В частности, предлагалось провести государственно-правовой эксперимент по управлению территорией Владивостокской агломерации, включающей в себя территории городов Владивосток, Артем, части территории города Большой Камень и Надеждинского района. Предлагались и другие улучшения на территории края, но некоторые главы районов (из-под которых «изымались стулья») резко выступили против (даже потребовали снять меня с работы за эти решения!).

К сожалению, этот благоприятный момент для совершенствования АТУ тогда был упущен. Сходная ситуация сложилась при подготовке законов о местном самоуправлении в 2001–2002 гг.

О чем я писал тогда губернатору Сергею Дарькину? В начале рыночных реформ одной из причин отказа ряда иностранных фирм участвовать в инвестировании новых производств была невозможность размещать эти производства именно во Владивостоке. Предложения края размещать такие объекты в Артеме отвергались, так как имидж Артема не шел ни в какое сравнение с Владивостоком.

В концепции градостроительного развития Владивостокской агломерации территориальное размещение новых производств также намечалось в основном в Артеме, в Надеждинском, Шкотовском и Хасанском районах, поскольку экологические и инженерно-строительные условия крайне ограничивают возможности развития Владивостока в границах его городской черты.

В этих условиях кардинальным решением проблем развития южной части Приморья могло бы стать неоднократно предлагавшееся ранее объединение городов Владивостока и Артема в единый город с подчинением ему пригородной зоны. Этим решался целый комплекс проблем:

1. Владивосток получает отличные территориальные резервы для развития всех видов строительства, в том числе и возможности размещения любых новых предприятий и производств.

2. Численность населения объединенного города превысит 750 тыс. человек, что существенно повысит его «удельный вес» в федеральном округе и в России в целом. Хабаровск, который сейчас начинает опережать Владивосток по росту численности населения, не имеет такой возможности «залпового» прироста населения, так как окружающие его поселения (Березовка, Матвеевка, Тополево, Мирное, Гаровка, Ильинка и другие) малочисленны. Это создает Владивостоку серьезный приоритет в федеральном округе.

3. Появляется возможность сократить расходы на управление территорией агломерации с одновременным улучшением качества управления, прежде всего инженерной и коммунальной инфраструктурой, землепользованием, улучшить обслуживание населения.

Мои предложения губернатору Сергею Дарькину были им проигнорированы. Дарькин не захотел вступать в конфликт с главами и не стал выносить этот вопрос в думу. Уже в 2015 г. председатель Заксобрания Виктор Горчаков и губернатор Владимир Миклушевский поняли, что без объединения усилий муниципалитетов решение вопросов развития Владивостока в рамках агломерации крайне затруднительно, и решили создать такую агломерацию.

Но что такое «агломерация»? Несмотря на неоднократные обращения РААСН и ряда субъектов Федерации, до сих пор на законодательном уровне не определен правовой статус агломерации, организации управления ее территориями, без чего создание нормального функционирования Владивостокской агломерации и территориальное развитие Владивостока вряд ли получится. В так называемой агломерации нет общих органов управления, нет общего бюджета.

Поскольку на законодательном федеральном уровне агломерации пока – «незаконнорожденные дети», передача полномочий от муниципалитетов краю ничего хорошего не дала. До сих пор здесь еще есть конфликтные ситуации.

Какой есть потенциал развития у южного острова и у территорий, которые примыкают к Владивостоку с севера, и какие тут есть ограничители? Из общей площади ВГО в 55,5 тыс. гектаров на полуостров приходится 35,3 тыс. га, или 68% территории, на Русский остров, соответственно, 10,2 тыс. га и 18,4%. Другие островные территории незначительны. Территория полуострова Песчаного с прилегающим бывшим оленником в 7,75 тыс. гектаров была в 1969 г. непродуманно включена в состав города, но сейчас не может рассматриваться для развития Владивостока.

По Русскому острову из десяти тысяч га есть неплохие резервы территорий при наличии некоторых ограничений. Это дает возможность рассматривать его как площадку для развития международного сотрудничества и рекреации для города. Хотя максимальная экологическая емкость острова – 400 тыс. человек, а оптимальная – 120 тыс.

Наиболее перспективны территории Артемовского ГО и Надеждинского МР, хотя на них также имеются существенные планировочные ограничения (зоны воздушных подходов аэропорта и авиабазы Угловое, экология и другие). В генплане ВГО 2008–2012 гг. выход города на эти территории намечался после расчетного срока – за 2025–2030 гг. В схеме территориального планирования Приморского края и в концепции развития Владивостока институтом «РосНИПИ урбанистики» проработаны вопросы территориального развития города в агломерации, но пока, как уже говорил, агломерация – «бесправное существо».

Таким образом, развитие Владивостока возможно и на юг, и на север.

Можно ли в перспективе разрешить проблемы жителей Русского, что касается транспортной доступности, дороги медленно на острове строятся, также отсутствует кабельное телевидение и Интернет? Не только можно, но и нужно. И это является насущной задачей, уже решаемой. Прорабатывается второй мостовой переход на остров Русский – через п-ов Шкота (Эгершельд) и через остров Елены. Утверждена концепция развития острова, предпринимаются меры по развитию и повышению надежности энергоснабжения. Как известно, «Москва не сразу строилась», так что в реальных экономических и правовых условиях идет нормальный процесс градостроительного развития острова.

У нас после ударного строительного бума подготовки к саммиту АТЭС возникла некоторая эйфория насчет темпов развития. Сейчас ситуация несколько иная, тем не менее нет оснований обижаться на снижение интереса федеральных и краевых властей к решению названных вопросов.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ