С введением новых ограничений гастроиндустрия Владивостока перешла в режим выживания. Только за минувшую неделю трафик ресторанов и кафе упал до 90%.
С 30 октября в заведениях общепита, кинотеатрах, фитнес-клубах, кинотеатрах и театрах действует пропускной режим. Кафе и рестораны обслуживают в зале только гостей, которые могут предъявить QR-код, справку о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции, отрицательный результат ПЦР-теста, действительный в течение 72 часов, либо медотвод. Эти же требования распространяются и на работников отрасли.
Первые же «ограничительные» дни показали, что рестораторы не зря били тревогу. Даже в часы пиковых нагрузок залы были полупустыми, а на фудкортах столы оградили ленточками. В одних ТЦ корнеры работали только навынос, в других выделили отдельную посадочную зону, куда пускали только по QR-кодам. Такой порядок, например, действовал в ТРК «Калина Молл», однако в день проверки административной комиссией за столики не пускали, а некоторые кафе и вовсе не работали.
Владельцы заведений признаются, что им проще закрыться, чем терпеть убытки. «Товарооборот упал на 80% минимум. Это означает, что мы не сможем окупать месячные расходы и платить аренду. У меня незакрытый кредит, и положение становится катастрофическим. Даже если арендодатель согласится сделать скидку, это не поможет», – рассказал владелец корнера в одном из популярных ТЦ.
«Мы оцениваем спад посещаемости от 20 до 90% в зависимости от формата заведения», – комментирует ресторатор Павел Куксов (Moloko&Med, Umami Ramen Club, «Пекарня Мишеля»).
По словам участников рынка, люди посещают кафе и рестораны с друзьями, коллегами и родственниками. Доля вакцинированных приморцев относительно невелика и, по официальным данным оперативного штаба края, на 8 ноября составляет около 580 тыс. человек. Соответственно, отменяются корпоративы, дружеские посиделки, свадебные банкеты, семейные праздники и романтические встречи.
«Сильнее всего пострадал рынок банкетных залов. Представьте: торжество на 30 посадочных мест, по 4 тыс. фиксированный чек на одного гостя, плюс пробковый сбор и почасовая оплата аренды. За месяц ограничений – это сотни тысяч недополученной выручки», – делится представитель одной из гостиниц Владивостока.
Ресторатор Роман Ракуса («Миллионка» во Владивостоке, «Эхо», «Дом» в Хабаровске): «Наступают смутные времена локдаунов и QR-кодов. Все это, конечно, сильнее всего ударит по малому и среднему бизнесу, по сфере общепита, услуг и прочих малых предприятий. Не знаю, конечно, что теперь делать, куда бежать и кого винить. Будет тяжело. Многие предприниматели не смогут исполнять свои финансовые обязательства. Одна надежда, что все-таки введут обязательную вакцинацию, вопрос наконец-то будет закрыт, и мы сможем смотреть в будущее с оптимизмом. А пока пристегните привязные ремни. Мы входим в зону турбулентности, и всем пассажирам просьба оставаться на своих местах».
Представители отрасли отмечают возросший спрос на услуги доставки, однако это не спасает ситуации. Есть рестораны, у которых исторически высокий трафик клиентов, и доставка в их структуре не занимает и 5%.
Противники «сегрегации»
Что касается настроений среди посетителей и работников общепита, большинство отнеслись к нововведениям с пониманием. «Конфликтов у нас не возникало. Мы всячески соблюдаем нормы, предписанные законодательством, и отдаем себе отчет, что сейчас нужно приложить все усилия, чтобы ограничения были сняты как можно скорее», – сообщил директор по маркетингу сети грузинских домов «Супра» Александр Новиков.
Но не обходится и без хейта. Волна народного гнева обрушивается на ни в чем не повинных хостес, руководство ресторанов и SMM-менеджеров. «Позор, в черный список ваше заведение! Вы поддерживаете сегрегацию людей! Как же права и свободы?», «Настоящий фашизм!» – такие комментарии оставляют противники вакцинации на странице в Instagram (12+) ресторана «Зума».
«Ежедневно мы сталкиваемся с непониманием со стороны наших гостей. Приходится объяснять, что заведения действуют в соответствии с постановлением губернатора Приморского края и предписаниями главного санитарного врача. За время ограничений количество посетителей в зале сократилось процентов на 80. Спрос на услуги доставки вырос, но это не такая большая доля продаж», – рассказали в компании ООО «Пиццайоло Групп» (сеть пиццерий Pizzaiolo).
Ряд предпринимателей сообщают, что их сотрудники категорически отказываются делать прививки. А те, кто согласен на вакцинацию, могут не успеть пройти ее к установленному сроку из-за очередей. По этому поводу на запрос бизнес-уполномоченного в адрес краевых властей был получен следующий ответ: «Что касается недопуска работников предприятий, напрямую взаимодействующих с гражданами, без QR-кодов с 30 октября, то причиной послужили крайне низкие показатели вакцинации на многих предприятиях (менее 30%).
При этом правительство будет очень аккуратно и внимательно подходить к вопросу наказания (наложения штрафов) за данное нарушение до 15 ноября. Массовых проверок для ограничения работы бизнеса не планируется. Однако если к 15 ноября в этих предприятиях будет сохраняться недостаточный уровень вакцинации, то последуют штрафы и приостановка деятельности».