Щур Анна Юрьевна, генеральный директор туристической компании «Терратур» во Владивостоке и одноименной компании в Москве, совладелица частной общеобразовательной школы «Терра».
Родилась во Владивостоке. Окончила педучилище №1 по специальности «учитель начальных классов», имеет два два незаконченных высших образования: три курса в педагогическом институте (Уссурийск) по той же специальности, четыре года в филиале Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов им. Шверника (Владивосток) по специальности «организация туристической деятельности и экскурсионного обслуживания». В данный момент заочно учится во ВГУЭС в Институте международного туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Работала учителем начальных классов, тренером по баскетболу, менеджером по туризму, в 1996 г. образовала туристическую компанию, в 2003 г. создала ее филиал в Москве. В 1999 г. открыла общеобразовательную школу. Разведена, воспитывает дочь (16 лет, школьница).
Любимые занятия: игра в баскетбол, боулинг, верховая езда и поездки на природу.
Главным личным достоинством считает целеустремленность и отсутствие страха перед началом реализации даже самых масштабных проектов, а недостатком — не всегда полный контроль за выполнением своих указаний, который необходим, чтобы достичь успеха наверняка.
Сегодня в Приморье около 200 туристических фирм. Лишь десяток из них — в авангарде местного турбизнеса. Одну из таких фирм возглавляет Анна Щур. Ее компания первой предложила приморцам полноценный экскурсионный тур по Японии и показала, что в эту страну можно ездить не только за машинами, но и за прекрасным отдыхом.
«Протекция влиятельных лиц необязательна»
— Почему вы связали свою жизнь с туризмом?
— В молодости я трудилась на трех работах, потому что мне и моему ребенку не хватало средств: учителем начальных классов, тренером по баскетболу, а вечерами мыла полы в спортзале. Это позволило выкарабкаться. Затем появилось предложение устроиться менеджером в одну из владивостокских турфирм — я не стала упускать свой шанс. Окунувшись в эту атмосферу, поняла, что мне она интересна во всех отношениях. При правильной организации деятельности можно побывать во многих странах, найти друзей и партнеров за рубежом. Это был осознанный и, думаю, правильный выбор.
— За 10 лет вы образовали собственную турфирму, пустили корни в Москве, открыв там офис. В наше время нелегко достичь подобных результатов без чьего-либо покровительства.
— В России принято считать, что если женщина добивается успеха в бизнесе, то не без помощи влиятельных лиц. Но каждый делает себя сам. Если есть голова на плечах, способность к самоанализу и стремление идти вперед, то можно многого добиться, не пользуясь «связями». На прежнем месте работы я поняла, что двигаться дальше некуда. Я подумала: зачем работать на кого-то, когда все это могу сделать сама? И ничуть не хуже.
— Решительный шаг. С какими трудностями столкнулись прежде всего?
— На первом этапе большой проблемой была нехватка денег, их просто не было. Спасибо верным соратникам — в первый год работы основная доля заработанных денег вкладывалась в развитие компании и продвижение турпродукта. Была одна мысль: как бы удержаться на плаву. Со временем возник кадровый вопрос. Для успешной работы фирмы необходима сплоченная команда, идущая к одной цели. Я всегда придерживаюсь принципа: не брать людей, уже имеющих опыт работы в других турфирмах. Мы воспитываем своих сотрудников сами, и теперь благодаря этому у меня есть такой коллектив.
— В чем же заключается успех и стабильность вашей компании?
— В профессионализме сотрудников и творческом, на мой взгляд, подходе к делу каждого из них. До сих пор главной проблемой остается недостаток профессионалов туристического дела, способных организовать культурную программу для иностранных гостей, добиться выгодных контрактов, привлечь клиентуру, разработать интересный маршрут. Сейчас работа турфирм зависит скорее не от продуманной маркетинговой политики, а от отдельных личностей, их способности общаться с людьми. Индивидуальный подход к каждому посетителю дает эффективные показатели: 70 % возвращаются к нам вновь, становятся друзьями, партнерами и просто постоянными клиентами. Поэтому мы не жалеем сил и вкладываем достаточно средств в образование штатных сотрудников, повышая их профессиональный рост.
— Что считаете главным достижением компании за минувшее десятилетие?
— Мы добились возможности работать по всем направлениям.
Два года назад был открыт филиал «Терратур» в Москве.
Значительным и серьезным шагом стала реализация интересного проекта: в этом году впервые за многолетнюю историю международного туризма «Терратур» организовала совместный тур по Северной и Южной Корее. Недавно утверждена рекламная поездка с Национальной организацией по туризму Кореи для менеджеров из турфирм со всей территории России, чтобы представить им новый продукт.
— А кризисные ситуации в вашей работе случались?
— В туризме очень большую роль играют форс-мажорные обстоятельства: повторяющиеся теракты, стихийные бедствия, экономические катаклизмы. Первым и общим для всех стал 1998 год. Больше полугода у нас фактически не было работы, потеряли деньги, уплаченные за предварительно забронированные отели, испортились некоторые партнерские отношения с зарубежными фирмами. Но тогда мы были начинающей компанией, поэтому серьезных материальных потерь не понесли, а «время застоя» потратили на самообразование. Стоит вспомнить прошлогоднее цунами в Юго-Восточной Азии. Я специально отправляла сотрудников в командировки, чтобы узнать, насколько серьезны его последствия. Но все стабилизировалось.
— Что можете посоветовать начинающим туристам?
— Готовиться к отпуску за полгода. Почему бы и нет, если весь цивилизованный мир готовится к отдыху за год? Только возвращаясь из отпуска, они уже начинают планировать следующий. Необходимо предварительно выбрать место, разработать маршрут с учетом своих финансовых возможностей и подобрать для себя одну турфирму. Она может быть небольшой, но добросовестной. Нужно знать людей, с которыми ты работаешь.
«Надо, чтобы деньги работали. Тогда они будут приумножаться»
— Отсутствие денег для вас не проблема?
— Когда их нет, это, естественно, печально. Но их зарабатывание не должно становиться самоцелью. Надо сделать так, чтобы деньги работали, в этом случае они будут приумножаться. Но немногие на такое способны, и я, к сожалению, не из числа таких людей. Раньше действовала скорее на интуитивном уровне, сейчас пытаюсь использовать опыт и знания.
— В 1999 году вы открыли частную школу «Терра». Это вложение денег в другое дело ради приумножения дохода или следствие ностальгии?
— Сегодня это не тот бизнес, который приносит доход: больше вкладываешь, чем получаешь. Но общение с детьми перечеркивает все негативные моменты. И я скучаю по преподавательской деятельности: школа, уроки, дети... А положительные эмоции, считаю, тоже своего рода неплохое и перспективное вложение.
— Немногим удается работать и получать от этого удовольствие.
— Мне повезло. От своей деятельности я получаю и материальную защищенность, и моральное удовлетворение. Все-таки не я ради компании работаю, а компания — ради меня. Я делаю ее успешной, интересной людям, а взамен получаю деньги и душевный комфорт. Нельзя работать, преследуя лишь одну цель — деньги. Нужно уметь вкладывать себя в то, что делаешь, только тогда будет отдача.
— Для многих заработанные деньги — определенная степень свободы. Какова цена вашей свободы?
— Сложно сказать. Наверное, ее просто не существует. И я не представляю, сколько необходимо денег, чтобы можно было себе все позволить. Чем больше зарабатываешь, тем больше тратишь. Нам всегда хочется больше того, что имеем, — это закон жизни. Я думаю, человек живет в той нише, которую смог себе создать.
— Не считаете свое нынешнее положение «потолочным»?
— Генеральный директор — это лишь название должности. Можно нанять двух-трех сотрудников в штат, зарегистрировать фирму и стать ее генеральным директором. Всегда есть куда расти, а сфера туризма многогранна.
— Говорят, когда женщина идет в бизнес, семейные дела уходят на второй план...
— Когда серьезно занимаешься делом, работа в любом случае отрицательно сказывается на семейных отношениях. Надо стараться так планировать время, чтобы семья страдала в меньшей степени. Для меня смысл в первую очередь в дочке, в том, чтобы дать ей достойную жизнь. Мне кажется, человек состоялся тогда, когда он может гордиться своими детьми.
— Как при такой занятости вам удается прекрасно выглядеть?
— Сложно, но я стараюсь (улыбается). Дело все-таки не во внешней красоте, а в самоощущении. Женщина должна уделять себе больше внимания и не жалеть о потраченном времени и средствах.
БЛИЦ
— Какой отдых предпочитаете?
— Активный. Хотя иногда уезжаю на пару часов к морю, отключаю мобильник и наслаждаюсь шумом волн.
— Какая страна запомнилась больше всего?
— Большое впечатление произвела на меня Хорватия. Замечательные люди, интересное культурное наследие, красиво, чисто...
— Что для вас шопинг?
— Развлечение и удовольствие, поэтому я стараюсь делать покупки в поездках — в Москве (часто там бываю) или за рубежом. Во Владивостоке посещаю магазины в случае крайней необходимости.