Рост инфляции стал главной проблемой для граждан и экономики России, заявил президент Владимир Путин. Хотя экономическая ситуация «в целом позитивная», ВВП вырос на 4,6%, а инвестиции – на 7,6%, инфляция на конец ноября достигла 8,4%, констатировал президент на совещании по экономическим вопросам 7 декабря.
С начала пандемии темпы роста индекса потребительских цен ускорились почти вчетверо и стали рекордными с начала 2016 г. Российские потребители, которых ежемесячно опрашивает Центробанк, оценивают инфляцию вдвое выше Росстата, а почти каждый пятый считает, что страна находится на пороге гиперинфляции – 30% и выше.
По данным Дальневосточного ГУ Банка России, в Приморье годовой прирост цен на непродовольственные товары в октябре увеличился до 7,64% после 7,38% в сентябре. Причинами подорожания стройматериалов и мебели стали высокий спрос и сбои в поставках, связанные в том числе с высокой загруженностью дальневосточных портов.
Высокая загруженность портов также стала одной из причин ускорения роста цен на импортные подержанные автомобили в годовом выражении. Выросли транспортные расходы на доставку иномарок, и это отразилось на их стоимости.
Но инфляция носит глобальный характер, а основная ее причина – это «чрезвычайно мягкая бюджетная политика ряда зарубежных стран, заявил Путин. «С учетом этого нужно реализовать эффективные механизмы противодействия инфляции» и вернуть ее к целевому показателю в 4%, подчеркнул президент.
На этом фоне глава государства дал ЦБ и правительству задачи, решение которых «требует особого внимания». Первое – обеспечить возвращение инфляции к целевому уровню 4% в 2022 г. Путин призвал сделать «основной акцент» на увеличении предложения товаров и услуг на внутреннем рынке, в первую очередь это касается продовольствия.
Второй момент, на котором, по мнению Путина, необходимо сосредоточиться, – добиться роста реальных располагаемых доходов россиян темпом не ниже прогнозного уровня 2,5%. Президент отметил, что ждет предложений, которые позволят выйти на устойчивый реальный рост зарплат и доходов бизнеса.
Третье: обеспечить уверенное долгосрочное развитие экономики и повысить потенциальные темпы роста экономики. «Прошу правительство проанализировать основные факторы, сдерживающие долгосрочный рост отечественной экономики, и предложить дополнительные меры для увеличения его темпов», – заключил президент.
Путин отметил, что работать придется «в непростых условиях эпидемии» и распространения нового штамма COVID-19. «Хотя, говорят, он не такой вредный вроде бы. Некоторые специалисты говорят даже, что это живая вакцинация. Но не будем забегать вперед. Во всяком случае, отскок некоторый на рынках произошел, страхи оказались преждевременными по поводу этого штамма», – добавил президент.
В конце ноября глава ЦБ Эльвира Набиуллина признала, что инфляция в два раза превысила цель 4%, и допустила, что регулятору придется сохранить «жесткость в политике», чтобы вернуть ее к цели. Позже она заявила, что регулятор будет проводить такую денежно-кредитную политику, которая позволит вернуть инфляцию к цели к концу 2022 г.
Сам Центробанк прогнозирует замедление инфляции в следующем году до 4-4,5% в базовом сценарии своего прогноза, который 30 ноября глава регулятора Эльвира Набиуллина лично подтвердила на форуме «Россия зовет!». Но альтернативные сценарии, включенные в доклад о денежно-кредитной политике, допускают и недостижимость этой цели – с инфляцией выше 6% вплоть до 2024 г.
Ключевая проблема – это рост цен на продовольствие, который рискует повториться в следующем году, заявил 17 ноября директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов. «Мы имеем не очень хороший урожай в этом году», – констатировал он, добавив, что также выросли цены на удобрения.