2021-12-14T12:13:30+10:00 2021-12-14T12:13:30+10:00

Что-то пошло не так. Лесной отрасли грозит транспортная блокада

Развиваясь в установленном государством направлении, в настоящий момент мы столкнулись с противодействием бюрократической машины, не желающей проворачиваться быстро, как от нее требует время и задачи.

Главная опасность – необеспеченность сырьем инвестиционных проектов лесной отрасли.

Без уверенности в обеспечении сырьем невозможно строить какие-либо планы и видеть рабочую перспективу. Однако в последние два года в крае происходят процессы по расторжению договоров аренды лесных участков, блокированию возможности проведения лесозаготовок под различным предлогом, волокита в судах вопросов, которые в других регионах решаются за несколько дней.

Эти действия производятся федеральными структурами, а именно Минприроды и Рослесхозом, в задачи которых входит как раз обеспечение сырьем современных деревообрабатывающих производств.

Речь идет не о единичных случаях. Суды завалены «лесными» делами. Это уже выливается в систему. Практически все предприятия края или уже столкнулись с этими проблемами, или столкнутся в ближайшее время. Реальна угроза остановки многих предприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Организация и проведение лесных конкурсов на право заготовки древесины – вообще наша боль. В Приморье осталось не так много лесных участков, пригодных для деятельности лесопромышленного комплекса, и речь идет не о крупных лесных массивах, а о небольших разрозненных участках, по сути, бесхозных. Эти территории, по логике, можно было бы присовокупить к тем, которые уже есть в использовании у действующих лесозаготовителей, имеющих и средства, и специалистов для их использования, как дополнительную поддержку в реализации уже запущенных инвестиционных проектов. Но такой, казалось бы, правильный шаг невозможен в силу различных преград, связанных с дикой бюрократизацией процессов.

В лесной отрасли сегодня в принципе разброд и шатания. Так, Минпромторг разрабатывает лесопромышленную часть в новой редакции Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г. В документе утверждены положения, направленные на увеличение производства и реализации на экспорт продукции переработки древесины. Однако с 1 января экспорт лесопродукции из России фактически запрещается, не создано при этом никаких условий для работы с внутренним рынком.

В крае существуют три основных способа перевозки лесопродукции. Морским путем – данный способ подходит только для ограниченного количества предприятий, у которых и сырьевые, и перерабатывающие мощности расположены на побережье. Но и там существуют проблемы – не так просто найти необходимый грузовой флот.

Железнодорожный – основной вид транспорта. Однако из-за постоянных ограничений, вводимых РЖД, мы не можем своевременно и в полном объеме погрузить запланированную продукцию. А несколько дней назад китайская сторона ввела полный запрет приема крытых вагонов с пиломатериалом.

Есть еще автомобильный, но и тут шлагбаум. По решению Правительства РФ с 1 января 2022 г. все автомобильные пункты пропуска Приморского края будут закрыты для оформления и транспортировки на экспорт пиломатериалов любой степени обработки и влажности (лесоматериалы позиции ТНВЭД ЕЭС 4407). По статистике, на долю автомобильных пунктов пропуска сейчас приходится более 30% всего объема экспортируемых из региона пиломатериалов.

Реальна угроза транспортной блокады экспорта продукции предприятий лесной отрасли края, и нет разумных объяснений всему происходящему. В правительстве не могут определиться с приоритетными задачами? Ведь именно пиломатериалы являются основным видом продукции, который идет на экспорт, и от объемов производства пиломатериалов зачастую зависит жизнеспособность большинства градообразующих лесных предприятий.

Между тем легальные компании получили дополнительную финансовую нагрузку в виде ЛесЕГАИС, а браконьеры продолжают работать. Специалисты лесной отрасли, безусловно, освоят «цифру» и оцифруют всю отчетность, но поражают непомерные штрафы, которыми обложили нас за любую ошибку, опечатку. Величина их доходит до 700 тыс. руб.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ