Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) опровергла позицию НКО «ВАРПЭ» по проведению второго этапа программы инвестиционных квот. В письме, направленном президентом АСРФ Алексеем Осинцевым в РСПП, приведены разъяснения, подтверждающие несостоятельность каждого из сформулированных ВАРПЭ предложений.
Так, отмечается необоснованность предложения перенести 2-й этап инвестиционных квот под строительство рыбопромыслового флота на 1 января 2026 г. в связи с рисками задержки строительства судов.
АСРФ напоминает, что инвесторы самостоятельно, в полном объеме, без господдержки строят объекты. Поэтому риски задержки строительства объектов не влекут потерь государственных средств и/или федеральных ресурсов.
Кроме того, автор письма обращает внимание, что водные биоресурсы, зарезервированные под инвестиционные квоты до постройки и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, осваиваются в обычном режиме морского рыболовства. Инвесторы их получают для освоения на следующий год после государственной регистрации объектов инвестиций. Таким образом, риски неосвоения водных биоресурсов ресурсов до постройки объектов инвестиций также отсутствуют.
Не обосновано, по мнению АСРФ, и предложение ВАРПЭ отложить аукционы по распределению 50% долей квот добычи (вылова) краба до завершения срока действия ранее заключенных договоров – до 2035 г. Причиной ВАРПЭ называет то, что главным и зачастую единственным источником инвестиций в строительство судов-краболовов являются промышленные квоты, закрепленные за предприятиями, распределение их на аукционах в 2022 г. поставит под угрозу обязательства предприятий по строительству судов 1-го этапа программы.
АСРФ обращает внимание авторов данного предложения на то, что перед проведением торгов крабовых инвестквот 1-го этапа в 2019–2021 гг. размеры лотов были определены правительством Российской Федерации в соответствии с промысловой мощностью такого судна и в достаточном для окупаемости затрат объеме.
«Предположение о том, что ранее заключенные договоры служат источником инвестиций для строительства краболов или иных судов, необоснованно, – сказано в письме АСРФ. – Инвестиции в покупку каждого лота и строительство каждого отдельного краболова обеспечены предоставляемым на следующий год после аукциона ресурсом на добычу».
Опровергнуто также утверждение ВАРПЭ, что серьезным препятствием для развития переработки станет требование по строительству судов рыбопромыслового флота в составе предприятия как имущественного комплекса.
«В сложных условиях пандемии практика реализации 1-го этапа инвестквот показала: сроки строительства заводов по минтаю большой мощности составили три года, – сказано в письме АСРФ. – За такой же срок один из инвесторов «РК им. В. И. Ленина» построил и перевел на дальневосточный промысел три среднетоннажных судна-свежевика. Практика строительства среднетоннажных судов-краболовов на дальневосточных верфях показывает выполнение заказов за четыре года. Вопрос возможной задержки в строительстве судов может быть урегулирован на уровне акта правительства Российской Федерации в реализацию закона, в случае его принятия. Например, часть инвестквоты закрепляется и распределяется в расчете на завод, другая часть – за промысловыми судами в составе комплекса. Каждая часть распределяется после ввода в эксплуатацию объектов, входящих в комплекс».
АСРФ также приводит обоснование увеличения на 4% ОДУ на инвестиционные цели 1-го этапа. Как поясняет ассоциация, при выделении 20% ОДУ на второй этап инвестиций размер 1-го этапа арифметически уменьшается (20%*20%=4%). Таким образом, речь не идет об увеличении объема квот, выделяемых инвесторам первой волны, как ошибочно утверждает ВАРПЭ, а лишь о защите и сохранении параметров отбора инвестиций.
«Расчеты и обоснования включены разработчиком в пояснительную записку к законопроекту», – напоминает Осинцев.