О своем желании побороться за госпакет первоначально заявили девять компаний. Заявки от них принимались с 30 декабря 2005 г. по 13 февраля 2006 г. Однако в итоге к торгам были допущены пять из них: Агентство инвестиций и развития ТЭК, «Внешнеторговое объединение Роснефтегазэкспорт» (обе от «Проминвесторов»), «Инвесткомпания А1» («Альфа-Эко»), Национальная контейнерная компания («дочка» «Северстальтранса», британской First Quantum) и ООО «Перспектива» («Базовый элемент»).
ДВМП — третье по величине пароходство в России, специализируется на перевозке контейнеров. Эксплуатирует 79 судов общим дедвейтом около 1 млн т. Выручка за 2005 г. по РСБУ — около $250 млн, чистая прибыль — $22 млн. Около 62% акций ДВМП до состоявшегося аукциона контролировала группа «Промышленные инвесторы» предпринимателя Сергея Генералова, остальные принадлежат физлицам и миноритарным акционерам.
Если присутствие среди претендентов аффилированных с «Промышленными инвесторами» компаний легко угадывалось, то желание побороться за госпакет «Альфы-Эко» и «Северстальтранса» выглядело неожиданно. Эксперты предполагали, что «Альфа-Эко», которая ранее купила на рынке около 2% акций ДВМП, планировала собрать блокпакет. «Северстальтранс» же, видимо, хотел купить госпакет, чтобы потом по более высокой цене перепродать его «Проминвесторам» либо разместить на Западе.
Однако в итоге борьбы на аукционе не получилось. Как сообщает газета «Ведомости», конкуренцию группе «Промышленные инвесторы» составил только «Северстальтранс». Да и той хватило лишь на 15 минут борьбы. В итоге этот пакет достался «Промышленным инвесторам» за $140 млн. Отметим, что стартовая цена пакета составила 3,32 млрд руб. ($117 млн). Шаг аукциона — 10 млн руб. Представители же «Альфа-Эко» и вовсе не появились на аукционе.
После аукциона укрепивший свои позиции собственник ДВМП Сергей Генералов заявил: «Итогами тендера доволен, цена нас устраивает, предел был намного выше».
Добавим, что в конце прошлого года правительство думало разместить госпакет ДВМП на Западе и посчитало, что выручит за это примерно $120 млн. Но в последний момент Росимущество потребовало отменить аукцион, посчитав, что РФФИ недооценил госпакет пароходства. Тогда стартовая цена была $47 млн, на этот раз — $117 млн.
Теперь на Запад часть своих акций уже готовы вывести «Промышленные инвесторы», добавляет Генералов. Второй вариант — использовать их «как инструмент для слияний и поглощений». Конкретизировать планы он отказался. Некоторые полагают, что такой сделкой может стать объединение с проигравшей на аукционе Национальной контейнерной компанией («Северстальтранс» и First Quantum).
В пресс-службе ОАО «ДВМП» комментировать ситуацию с продажей госпакета акций компании не стали.