2022-04-18T10:53:32+10:00 2022-04-18T10:53:32+10:00

Туризм меняет ориентацию. Каким будет рынок путешествий?

фото pixabay.com |  Туризм меняет ориентацию. Каким будет рынок путешествий?
фото pixabay.com

Туристическая отрасль только начала отходить от пандемийного кризиса, как попала под каток западных санкций. На зарубежном направлении из-за закрытия воздушного пространства и лизинговых проблем авиакомпаний многие страны оказались недоступными для туристов. Каким станет туристический рынок?

Начиная с «допандемийного» 2019 г. поток выездного туризма сократился в разы. Согласно данным Агентства по туризму Приморского края, в 2019 г. из Приморья за границу выехали 1,1 млн человек. Из них 495 тыс. – в туристических целях. Еще 468 тыс. ездили в частные поездки. Количество деловых туристов превысило 40 тыс. 2,1 тыс. выехали на работу, и 1,3 тыс. – на учебу.

Однако за время пандемии показатели катастрофически упали. В 2021 г. выездной турпоток составил только 133,5 тыс. человек. Из них 7,7 тыс. выезжали с целью туризма, 5,9 тыс. – в частные поездки, 839 – на работу, и 294 – на учебу. Количество деловых туристов оценивается в 2 тыс. человек.

Въездной туризм сократился с 941 тыс. иностранцев, посетивших Приморье в 2019 г., до 115 тыс. по итогам 2021 г.

Участники рынка признаются, что еще не оправились от последствий пандемии. Некоторые из них приостановили свою деятельность, другие переориентировались на внутренние направления. При этом турфирмы продолжают возвращать клиентам деньги за несостоявшиеся туры.

Директор по развитию компании «ТЕРРАТУР» Анна Ганжа рассказывает, что ситуация остается довольно сложной: «Наша компания пока не рекламирует зарубежные туры, особенно дальние направления. Обстановка меняется каждый день, и никто не хочет снова оказаться в ситуации, когда продано большое количество туров, но из-за форс-мажоров компаниям приходится трясти туроператоров, чтобы вернуть деньги туристам. Поэтому пока в основном делаем упор на ближнее зарубежье – Узбекистан и Армению».

Затрудненная логистика остается главной проблемой выездного туризма. Основным логистическим хабом в России теперь является Москва. Из столицы вылетают рейсы в Египет, Турцию, на Мальдивы, а также популярные курорты юго-восточной Азии. Например, турфирмы предлагают лететь в Таиланд EMIRATES AIRLINE через Москву с пересадкой в Дубае, Катаре или Стамбуле. То есть турист 8 часов летит в Москву, потом 5 часов в Дубай, где 10 часов ожидает следующего рейса, и, наконец, еще через 6 часов он будет в Бангкоке. Таким образом, перелет займет больше суток.

«Если хотя бы в течение лета откроется Пекин, как хаб, и туда будут доступны перелеты из Владивостока, а мы очень на это надеемся, Юго-Восточная Азия заиграет совершенно другими красками. На данный момент открыты Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Филиппины. Открыта Малайзия – тоже очень интересное направление. Но мы сталкиваемся с тем, что просто не знаем, как туда добраться. Далеко не каждый турист полетит в Таиланд за 200 тыс. через Доху, Дубай или Стамбул, а вот маршрут из Владивостока через Пекин заинтересует широкий круг путешественников», – комментирует Анна Ганжа.

Согласно данным Агентства по туризму Приморского края, в 2021 г. Таиланд лидировал как самое популярное направление выездного туризма в Приморье. Королевство посетили 4,1 тыс. приморцев. Это в 10 раз меньше, чем в 2018 г. – 46,2 тыс. человек.

По словам экспертов, турфирмы вынуждены менять ориентацию на внутренний туризм, чтобы выжить.

Росстат оценивает туристический поток в Приморье (целенаправленное перемещение совокупности людей с мест постоянного проживания в туристических или иных целях) на уровне 107 тыс. человек только в январе – феврале 2022 г. При этом на конец 2021 г. в регионе числилось 618 средств коллективного размещения по отношению к 511 в 2019 г. За январь – декабрь число ночевок в гостиницах и хостелах превысило 3 млн – почти на миллион больше, чем в 2020 г., но меньше, чем в 2019-м (4,2 млн ночевок).

В 2021 г. в приморских отелях и других средствах размещения останавливались 758 тыс. путешественников (в 2020 г. эта цифра составила 597 тыс., в допандемийном 2019-м – 1,3 млн). Валовая стоимость туристской индустрии Приморского края оценивалась в 181,024 млн руб. (в 2020-м – 154,189 млн руб.).

Эксперты отмечают, что точно подсчитать количество внутренних туристов затруднительно, так как далеко не все, кто приезжает отдыхать, лечиться или учиться, пользуются услугами гостиниц. Многие живут у родственников. Командировочные путешественники могут останавливаться в съемном жилье или корпоративных квартирах.

По оценкам правительства Приморского края, туристический поток в регион в 2021 г. почти в два с половиной раза превысил показатель 2020 г. и достиг 2,345 млн человек.

«Внутренний туризм более выгоден для экономики, чем выездной. На одно рабочее место непосредственно в туркомпаниях приходится еще шесть дополнительных рабочих мест. Это гостиницы, предприятия общественного питания, транспортные, медицинские услуги, страхование. Проведение событийных мероприятий – тоже рабочие места. Туризм – это 65 отраслей экономики, от банковского сектора до строительства. А кроме экономической функции туризма есть еще и социальная, гуманитарная, функция туризма как элемента патриотического воспитания. Недаром в американской модели на пять внутренних туристов должен приходиться один выездной», – комментирует Галина Гомилевская, директор Международного института окружающей среды и туризма ВГУЭС.

Но до пандемии туризм расцвел благодаря китайским и корейским туристам. Только 2019 г. доходы бюджета Приморского края от туристической отрасли достигли около 4 млрд руб.

В 2021 г. этот показатель составил 1,29 млрд руб. Но, как сообщают в краевом агентстве по туризму, в ближайшие два года отрасль планирует выйти на статистику 2019 г., и туркомпании перестраиваются под новые реалии.

Председатель правления Приморского отделения Союза туриндустрии Ольга Кудрявцева перечисляет направления, которые относительно недавно стали развиваться на приморском рынке. «Приморские компании очень активно работают по направлению детского туризма, который сейчас набирает обороты. Также развивается гастрономический туризм. Не скажу о массовом интересе, но немало путешественников, в том числе из Москвы и Петербурга, учитывают гастрономические фестивали, планируя поездку во Владивосток», – говорит Ольга Кудрявцева.

Главные препятствия на пути развития туризма в Приморье – это инфраструктура и «психологический порог», который у жителей запада России связан не столько со стоимостью отдыха, сколько с огромными расстояниями, отделяющими Дальний Восток от столицы.

«Развитию отрасли очень бы помогли скидки на авиабилеты по типу дальневосточной субсидии на авиаперелеты. Замечательно, что дальневосточники могут купить билеты дешевле и почувствовать себя частью огромной страны, но и субсидии для тех, кто хотел бы посетить Приморский край, станут хорошим инструментом притяжения», – резюмирует Галина Гомилевская.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ