В сентябре свой день рождения отмечает один из крупнейших на Дальнем Востоке ретейлеров – «Реми». По случаю праздника корреспондент делового еженедельника «Конкурент» встретился с основателем торговой сети Дмитрием Сулеевым. Вспомнили, как все начиналось, узнали, каким образом удается развиваться в водовороте глобальных событий и быть одними из лучших на рынке в соотношении цена – качество.
– Дмитрий Петрович, «Реми» 14 лет! Если провести аналогию с возрастом человека, то это важный этап становления личности. Как бы вы охарактеризовали четырнадцатилетие торговой сети?
– 14 лет – возраст внушительный с точки зрения построения компании с нуля, и за это время «Реми» по праву считается крупным игроком в сфере ретейла. Также мы понимаем, что нам есть куда расти, и я говорю не только про расширение географии и открытие новых торговых точек.
– Первую торговую точку вы открыли в 2008 г. во Владивостоке на улице Деревенской, 14. А сколько в «Реми» их сейчас? В каком формате они работают?
– На сегодняшний день сеть «Реми» насчитывает 63 торговые точки, которые есть в Приморье, в Хабаровском крае и на Сахалине. Это супермаркеты, гипермаркеты, универсамы и придомовые – «магазины в шаговой доступности». Но независимо от этого принцип сети неизменный – широкий ассортимент товаров по доступным ценам. В этом плане мы стараемся удерживать лидирующие позиции по соотношению стоимости продукции, а также ее качества.
– Вы с первого дня избрали для себя такой путь?
– Ассортимент и цены – это то, что неизменно волнует каждого из нас, когда мы совершаем покупки. Сегодня ездить по городу в поисках необходимых товаров – роскошь, которая отнимает время. Удобнее приехать в одну точку и взять, что необходимо. По этому принципу мы и строим «Реми».
Здесь можно приобрести практически все: от продуктов питания до бытовой химии. Для удобства наших покупателей возле каждой торговой точки обязательно оборудована бесплатная стоянка. Разумеется, постоянно работаем над тем, чтобы цены «не кусались».
– Какой период за эти 14 лет вы бы назвали знаковым в жизни «Реми»?
– Я бы отметил наш старт. Начало пути всегда волнует, в какой-то мере даже пугает. Особенно когда ты понимаешь, что начинаешь с чистого листа. В такой ситуации не всегда получится взять готовую модель, успешно использованную кем-то ранее, и просто приземлить ее. Этот вариант – всегда повтор, а людей не обманешь. Они это хорошо считывают. Тут нужно удивлять, давать преимущества, чтобы заслужить лояльность.
– Сегодня много говорят о непростых продовольственных временах. При этом мы видим прилавки торговой сети, которые не пустеют, а еще в «Реми» регулярно устраивают акции и скидки. Как это возможно?
– Чтобы сегодня иметь изобилие товара на прилавках, мы и работаем упорно столько лет, создавая крепкие партнерские отношения с поставщиками. Мы также сотрудничаем с местными производителями и открыты для новых предложений. Ведь ситуация, о которой так много говорят, не возникла вдруг. Она нарастала. Вспомните первую волну импортозамещения? Тогда скептики утверждали, что отечественный бизнес плотно увяз в импорте и выбраться из такой паутины невозможно. Но сегодня мы видим – ряд компаний успешно решили эту задачу. Торговая сеть «Реми» одна из них.
– Еще лет 10 назад представить товары местных производителей в рознице, да еще и в таком объеме, было чем-то из области фантастики. Но теперь мы покупаем приморский рис, молочную продукцию, овощи, кондитерские изделия, и список можно продолжать. С чем это связано?
– Это как раз подтверждение того, что импортозамещение работает. Те, кто в него не верил, сейчас могут зайти в нашу сеть и увидеть все то, о чем вы сказали. Более того, наши соотечественники охотно покупают такие товары. Стоит отметить и самих местных производителей. Качество их продукции возросло. В лучшую сторону изменились дизайн и качество упаковок.
– Когда весной этого года некоторые торговые сети переписывали ценники, подстраиваясь под меняющийся курс валют, в «Реми» поддержали социальные программы. Почему вы пошли против, как кажется на первый взгляд, естественного пути?
– Для нас важно быть лучшими в соотношении цена – качество, придерживаясь принципов, которые мы для себя избрали: широкий ассортимент и доступная цена. Безусловно, стоимость товаров не осталась на уровне 2008 г., когда мы начинали свою деятельность, и для этого есть объективные причины, к сожалению, повлиять на них мы не можем. Но «Реми» делает все, чтобы этот рост удержать.
Например, весной мы охотно приняли предложение правительства Приморского края о поддержке ряда соцпрограмм. Сегодня в торговой сети их несколько: это «Доступное Приморье», «Приморское – лучшее!», «Социальная цена», «Добрый хлеб» и другие. Все они призваны сделать социально значимые товары более доступными. Также на регулярной основе мы проводим акции на различные товары. Для покупателей это важно.
– Как возникла идея создать в торговых точках собственное производство и почему вы активно развиваете это направление? Ведь проще продавать «заморозку», чем создавать инфраструктуру для приготовления блюд.
– В первую очередь мы думали о людях, которые в том числе много работают или, например, возвращаются поздно домой. Вряд ли у всех есть силы и желание по приезде готовить. Поэтому решение было очевидное и единственное – открывать собственное производство. Да, это сложно.
К счастью, мы собрали команду профессионалов, которые любят и умеют готовить разные блюда. Поверьте, их работа заключается не только в том, чтобы продукты чистить, резать, варить или жарить. Очень много интеллектуального труда. Можно взять известный рецепт и повторить, но хороших поваров отличает умение создавать. В том числе над этим и работают наши специалисты. Они анализируют вкусовые предпочтения покупателей, добавляя в меню новые позиции, а также сохраняют в производстве популярные блюда: винегрет, оливье, плов.
– Некоторые торговые точки «Реми» существенно преобразились. Интерьер стал современным и более уютным. В функционал добавили технологичные процессы. Эта работа масштабная или точечная?
– Мы меняемся для наших покупателей. Ведь то, что раньше было не нужно, сегодня вдруг стало необходимо. Например, 14 лет назад достаточно было иметь чистое помещение. Сейчас покупателю этого мало. Хочется комфорта, поскольку совершать покупки в уютном и современном торговом зале приятнее.
Поэтому мы меняем не только облик, но и оснащение наших точек. Такие работы уже завершены во Владивостоке на Шилкинской, 10а, Деревенской, 14, Красного Знамени, 57, в Уссурийске на Чичерина, 137 – это не окончательный список. И останавливаться мы не намерены.
Измененный интерьер – наша маленькая удача. Признаюсь, вариантов было несколько. Как мне кажется, остановились мы на наиболее удачном. Сейчас очень популярна природная текстура во внутреннем убранстве. Она дарит тепло и уют. Поэтому мы остановились на оттенках натурального дерева. Покупатель, попадая в такую атмосферу, чувствует себя комфортно. Плюс в «Реми» идет активное внедрение касс самообслуживания. Они просты в управлении и здорово экономят время.
Раньше мы обращали внимание, что покупателю привычнее пробивать товар через кассира. Сейчас к нам уже обращаются с просьбами оснастить конкретную торговую точку таким девайсом. Значит, люди распробовали устройство и оценили преимущества.
– На ваш взгляд, как дальше будут развиваться дальневосточные торговые сети?
– Предсказывать трудно. Я бы хотел, чтобы местные торговые сети были. Ведь только здоровая конкуренция помогает становиться лучше. А от этого выигрывают те, для кого мы работаем, – наши покупатели. Точно скажу, что торговая сеть «Реми» не намерена останавливаться на достигнутом. Мы продолжим свое развитие и будем в дальнейшем меняться для вас!