2022-09-14T12:59:02+10:00 2022-09-14T12:59:02+10:00

Х5 Group наступает на Дальний Восток. Чего ожидать?

Федеральный ретейлер Х5 Group намерен в ближайшее время открыть магазины в четырех регионах Дальнего Востока – в Приморском, Хабаровском и Забайкальском крае, а также в Амурской области. Что это означает для местных игроков?

Не только Приморский край, весь Дальний Восток отстает в развитии сегмента «магазины у дома» от центральной России. Я говорю сейчас не о тех будках по соседству с жилыми домами или подвальными помещениями, приспособленными под торговлю продуктами, а о полноценном ретейле с цивилизованным сервисом, идущим в ногу со временем.

Данный формат представлен немногочисленными игроками, ниша фактически не занята. Не удивительно, что федеральная сеть Х5 Group посчитала наш рынок привлекательным. Более того, за последние три года активно начали проявлять свой интерес в этой сфере крупные компании, такие как «ДНС» («Квартет вкусов»), ГК «Невада», «РАЗ ДВА маркет». Компании действуют быстро и смело – штампуют магазины один за другим, преимущественно выбирая локацию рядом с частными магазинами, ничуть не боясь конкуренции.

Уверен, «Пятерочка», популярная во всей стране, найдет свое место и на Дальнем Востоке. Насколько комфортно получится им у нас устроиться – вопрос, на который сложно дать однозначный ответ. Сеть Х5 Group уже не первый год озвучивает планы по выходу на наш рынок, но все отчего-то не решалась. Видимо, на это есть причины.

С одной стороны, в нашем крае, несмотря на его относительную немногочисленность (менее двух миллионов населения), достаточно платежеспособных людей, поэтому в регион и стремятся зайти федеральные сети. С другой стороны, приоритеты приморцев отличаются от тех же москвичей. Многим по душе не только ассортимент и сервис, но и атмосфера в магазине.

Например, мы не можем позволить себе сделать цены ниже на некоторые позиции, не можем позволить себе заказать все холодильники с одного завода одного размера, которые бы гармонично и красиво стояли в ряд и вызывали эстетическое удовольствие. Но мы делаем упор на наши сильные стороны. Маленькие магазины более гибки в принятии решений, могут позволить себе работать с абсолютно любыми поставщиками, быстрее получать и реагировать на обратную связь от покупателей, в частности, поставлять самые свежие, отборные фрукты овощи, какие только покупатель пожелает. Самое важное, что мелкий ретейл способен быстро удовлетворять потребности своего покупателя.

Однажды мне позвонили и сказали, что в соседнем подъезде открывается магазин одной известной местной сети. Я очень сильно переживал, мы активно устраивали мозговой штурм, обдумывая, чем это может обернуться и как с этим конкурировать. Изучали их магазины, общались с поставщиками насчет цен. В итоге просто приняли это как свершившийся факт, произвели некоторые изменения по товару и продолжили работать, как и раньше, уповая на свою концепцию, которая несколько выходит за рамки привычного «придомового магазина». И не ошиблись. В первое время из нашего магазина был небольшой отток покупателей, но довольно скоро большинство людей стали возвращаться.

Секрет успеха или выживаемости в том, что мы не пытаемся конкурировать там, где мы не можем этого сделать. Вместо стремления «стать похожими или лучше» мы делаем акценты на свои собственные сильные стороны. Такой подход дает возможность небольшим магазинам вполне комфортно существовать рядом с крупным ретейлом.

При этом у сетей есть множество преимуществ: там работает огромная команда специалистов, у них большие обороты, больше финансовой свободы, цены ниже. Они готовят «трафарет» и штампуют по нему торговые точки одну за другой. В итоге получается все здорово, по лучшим стандартам «классического» магазина – и интерьер, и товарная матрица – все красиво, и цены ниже. Локацию планируют с оглядкой на уже существующий ретейл и стараются расположиться рядом. Логика проста: если есть магазин, значит, есть спрос, есть покупатели, которых можно переманить к себе более низкими ценами и красивой подачей.

В большие гипермаркеты торговых сетей, таких как «Реми» или «Самбери», люди приходят полноценно отовариваться. А «Пятерочка», которую разместят «у дома», – это другой формат. Вряд ли здесь можно говорить о конкуренции. Скорее уж переток покупателей может произойти из частных, небольших магазинов, расположенных в жилых секторах. И именно поэтому необходимо разнообразие форматов и концепций магазинов у дома, чтобы выжить рядом вот с такой «Пятерочкой». Например, хороша концепция у «Ямми» – тот же придомовой магазин, те же продукты первой необходимости, но в их ассортименте всегда есть что-то такое, что вряд ли купишь в магазинах крупной торговой сети. Это «цепляет» покупателя.

И все же не стоит забывать, что в придомовой магазин чаще всего заходят, когда забыли что-то купить в гипермаркете, когда дома что-то срочно понадобилось, когда лень стоять в очередях и заезжать в большой супермаркет, когда нужно что-то конкретное. Так было – и так будет.

Поэтому наша задача – сделать концепцию своего магазина такой, чтобы между сетью и нами люди выбирали нас. Причем явно не из-за цены, потому что сделать цены ниже, чем в сетях, просто невозможно. Лично мне неважно, московская это сеть или местная, – мне нужно подстраиваться под обстоятельства и делать свой магазин привлекательным для покупателей. Конечно, с заходом еще одной торговой сети будет тяжелее, чем прежде, кому-то придется закрыться, кому-то переехать. Но конкуренция – это всегда двигатель прогресса. Возможно, мы все ощутим толчок в развитии формата «придомовой магазин» в нашем крае, который сделает его более современным, привлекательным, качественным.

В плане конкуренции проще всего узкоспециализированным торговым сетям – им-то вряд ли что-то грозит. В узкоспециализированные магазины люди ходят покупать продукцию конкретного бренда, если это магазин одной компании. Если это магазин, специализирующийся, например, на сырах, то он не потеряет своих клиентов. Ни одна сеть не предложит такой выбор сыров, как магазин сыров. На то они и узкоспециализированные, что делают очень мощный акцент на чем-то одном, подстраиваются под покупателей, у них есть постоянники, это важно, и это дает им запас прочности.

Нужно понимать, что любая крупная сеть удовлетворяет потребности большинства покупателей, предоставляя товары первой необходимости по доступной цене, но эти магазины и товары везде одинаковые. Мы же, представители мелкого ретейла, удовлетворяем потребности именно нашего покупателя. Я заходил в торговые точки, рядом с которыми открывался магазин какой-нибудь сети, и разговаривал с продавцами. Спрашивал, что изменилось. Мне говорили, что людей стало меньше, но «их покупатель» все равно ходит к ним, а не в магазин сети, потому что может приобрести нужный ему товар только у них. Конечно, очень много зависит от обстоятельств, но нужно учиться подстраиваться под меняющиеся условия и пытаться находить правильные решения.

Ясно одно: сам формат торговли в придомовых магазинах трансформируется, а заход федеральной сети Х5 Group этот процесс катализирует. Сегодня «просто выставить товар и ждать покупателя» уже недостаточно. Возможно, стрессы, вызванные рисками разориться при такой конкуренции, «взбодрят» наших местных предпринимателей и заставят их произвести некоторые улучшения в своих торговых точках.

X5 Retail Group N. V. – ведущая российская продуктовая розничная компания. На 30 июня 2022 г. под управлением компании находилось 19,779 тыс. магазинов, в том числе сеть включает в себя 18 558 магазинов «Пятерочка», 986 супермаркетов «Перекресток» и 153 жестких дискаунтера «Чижик».

Чистая прибыль Х5 Group по международным стандартам финансовой отчетности в первом полугодии 2022 г. выросла на 29,7% по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 г. и составила 29,261 млрд руб.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ