Приморские власти изменят подход к ремонту дорог по туристическим направлениям. Так, с 15 июня по 15 сентября на таких трассах работы вестись не будут, а к выбору подрядчиков и контроля за ними профильные ведомства будут подходить строже.
«Яркий пример – ремонт трассы Раздольное – Хасан, когда в самый разгар турсезона компания зашла без должного планирования, подготовки, разрыла большой участок дороги и «застряла», а минтранс не проконтролировал производство работ. Это вызвало обоснованные жалобы со стороны населения», – уже заявил губернатор Олег Кожемяко.
Какие еще сложности необходимо решать в туротрасли? Об этом KONKURENT.RU рассказала Галина Гомилевская, директор Международного института окружающей среды и туризма ВВГУ, кандидат экономических наук:
– Те, кто понимает, что такое «туризм», никогда не назовут его «отраслью», а только «межотраслевым комплексом». Отсюда возникает основная проблема в разрезе межотраслевого взаимодействия и роли государства в этом. Ни в одной стране туризм не смог развиться без главенствующего участия государства, выполняющего комплексные функции: управленческие, контрольные, организационные, маркетинговые, финансовые и инвестиционные. Сейчас предпринимаются попытки, и мы надеемся, что это начало принципиально иного и эффективного пути. Но пока процесс развития регионального туризма, на мой взгляд, испытывает определенные трудности, связанные с запаздыванием внедрения тех или иных проектов, к примеру, тот же ремонт дороги на Хасан. Такие нюансы решаемы, их можно понять. Есть вещи, и вовсе граничащие с парадоксом, например так называемые веревочники, которые самовольно берут плату за проезд по единственной дороге до бухты Табунной (Хасанский район).
Сегодня благодаря совместной работе туристско-информационного центра Приморского края и туроператоров в Приморском крае разрабатываются интересные маршруты, которые способны привлечь туристов со всей России. Но те дороги, по которым проходят данные маршруты, убивают ключевую мотивацию туриста – впечатление от поездки. Второй момент – сезонные средства размещения. Увы, для туриста нередко такой отдых может граничить с потерянным отпуском. И в этом направлении нужен не просто мониторинг, а мощная ревизия всего сегмента размещения. Приличные базы отдыха с нормальной стоимостью пока в дефиците, и их нужно бронировать уже зимой. Отсюда и возникает перекос в соотношении цены и качества.
Еще одна сложность в том, что большинство современных туристов, особенно из центральной России, всегда будут сравнивать свои путешествия по нашей стране с европейским уровнем. И очень важно осознать необходимость научиться работать с искушенными туристами, которые приехали к нам не потому, что у них «не хватило денег на международный уровень», а потому, что они «готовы заменить европейский туризм на российский» (и приморский в частности). Сегодня такие туристы практически совсем ничего не знают о том, что им может дать Приморье по сервису. Они хотят атмосферы, которая состоит из целого ряда взаимозависимых факторов: территория, инфраструктура, мероприятия, люди, сервис и так далее.
И последнее, на что нужно обратить пристальное внимание, – это кадры. Пока студенты в основной массе будут вынуждены платить за свое обучение, чтобы получить профессию в туризме, сервис будет всегда отставать, потому что в эту сферу будут идти по остаточному принципу. Говоря на национальном и региональном уровне о приоритетности туризма, нужно также говорить и о престижности работы в туризме и гостеприимстве, соответственно, и о престиже туробразования, как это происходит в той же Европе». Возникает вопрос: а у нас работа официантом или администратором в гостинице – это престижно?
А карьерный лифт возможен и интересен? А зарплата в туризме высокая? В этом году в сфере IT практически любой абитуриент, кто сдал ЕГЭ, имел возможность поступить на бюджет. А на «Туризм» на платной основе студенты поступают с баллами выше 200. Имея больше бюджетных мест, государство обеспечило бы долгосрочные инвестиции в человеческий капитал для сферы туризма.