2022-11-15T12:20:04+10:00 2022-11-15T12:20:04+10:00

Станислав Ташкинов: «В джазе есть некая загадочность»

фото: предоставил С. Ташкинов |  «В джазе есть некая загадочность»
фото: предоставил С. Ташкинов

Какой бывает джазовая музыка, в чем ее главное отличие, например, от рок-н-ролла? Где послушать живой джаз во Владивостоке и насколько он вообще популярен, притом что некоторые считают его «устаревшим стилем»? Корреспондент делового еженедельника «Конкурент» побеседовал на эти темы с арт-директором джаз-бара «Контрабанда» и владельцем одноименного магазина пластинок Станиславом Ташкиновым. В 2013 г. именно здесь обрел свой оплот «джазовый Владивосток», наполненный звуками свинга, бибопа, фанка и боссановы.

– Станислав, где во Владивостоке сегодня исполняют джаз?

– Во Владивостоке работают два джаз-бара – «Синкопа» и наша «Контрабанда», мы – с 2013 года. Раз в два месяца Приморская краевая филармония организует концерты исполнителей джазовой музыки, а Международный джазовый фестиваль проходит ежегодно и длится две недели. Есть еще летний фестиваль «Музыкальный пикник» на острове Русском, там тоже выступают джазовые коллективы. В городе появляются и новые заведения, куда приглашают местных джазовых музыкантов.

– С чего начиналось ваше личное увлечение джазом? Можете вспомнить ваш поворотный момент?

– Купил книжку Харуки Мураками под названием «Джазовые портреты». Она состоит из коротких эссе о джазовой музыке и выглядит следующим образом: фотография пластинки и рассказ автора об ощущениях от ее прослушивания. И я стал собирать эти пластинки. Сложилась коллекция.

Потом я открыл магазинчик пластинок. Мы начали туда приглашать музыкантов, которые время от времени играли для клиентов. Люди, которые приходили к нам, все чаще говорили: «Сделайте музыкальный бар». И тогда мы открыли «Контрабанду».

В джазе есть некая загадочность, недоступность, элитарность, что ли. Эта музыка завораживает. Сейчас я и сам немножко пробую играть джаз и понимаю, что технически это, в общем-то, такая же музыка, как и любая другая. Но какой-то подтекст, что-то неуловимое, отличное от других стилей, в ней есть.

– Вы согласны, что к джазу приходят не сразу, что до него нужно дорасти?

– Отчасти. В 90-х я играл рок в клубе BSB, теперь вот слушаю джаз. Уже и до классики дошел, хотя в детстве и представить не мог, что смогу слушать классическую музыку.

Что касается «дорасти»… Все-таки есть разный джаз. В том числе эстрадные песенки, очень простые для восприятия, типа тех, что исполнял Фрэнк Синатра. Они тоже считаются джазом.

– Какой джаз можно услышать в вашем заведении?

– В основном это классика, так называемые джазовые стандарты. Когда на джемах встречаются музыканты, они могут договориться о тональности и играть джазовые импровизации в рамках определенной песни. Слушатели, бывает, не понимают, что коллектив импровизирует и музыканты только что познакомились на сцене. Зачастую такие джаз-джемы выдаются за концерты. Мы тоже так делаем – играем без подготовки.

Рок-музыке это несвойственно. Там есть понятие «каверов». Каверы играют, стараясь максимально приблизиться к оригинальной версии. В джазе все не совсем так. Музыканты стараются сыграть песню так, как это видится здесь, сейчас и именно с этими коллегами. Такое исполнение требует большого профессионализма.

– Чем джаз-бар отличается от рок-бара или других заведений, где исполняют живую музыку?

– Музыка достаточно негромкая, можно разговаривать – такой формат иногда называют easy-speaking. Есть у нас и свои, доморощенные, отличия. К примеру, когда звонят люди, которые еще не были в нашем баре, мы их сразу предупреждаем, что у нас нестандартное заведение – нет кальянов, нет караоке, нет дискотеки, мы не ставим песни на заказ и так далее. Кроме того, именно джаз-бар является местом знакомств и встреч для музыкантов. Здесь и зарождаются новые коллективы.

– Представления дилетанта: полумрак, богемная публика, как в кино. Плачет саксофон: «Моя крошка ушла»…

– Все действительно как в кино. Когда наши гости попадают к нам впервые, они часто говорят: «Здесь как в кино». Насчет саксофона – это не чисто джазовый, это обычный оркестровый инструмент. Нередко нам звонят и спрашивают: «Саксофон будет?» И расстраиваются, когда слышат, что нет. А между тем классика джаза – джазовое трио: пианино, ударные и контрабас. Для кого-то это становится откровением.

– Возникают ли сложности с подбором исполнителей?

– Среди джазовых музыкантов во Владивостоке есть несколько саксофонистов, пианистов, гитаристов, ударников, басистов и других музыкантов. Вот с вокалистами проблема. Джазовый вокалист всего один. И 4–5 вокалисток, которые поют джаз. Всего исполнителей, втянутых в джазовую музыкальную тусовку, можно насчитать человек тридцать.

Если певец занимается популярной эстрадной музыкой, то он исполняет эстрадные песни, но за джаз редко берется, ссылаясь на недостаток опыта. Джазовому вокалу нужно обучаться. Таких профессионалов немного. Во Владивостоке есть Приморский краевой колледж искусств, там в отделении эстрадного пения есть такая дисциплина, как джазовая импровизация. Собственно, преподаватель этого отделения у нас и поет.

– Как вы оцениваете запрос на джаз во Владивостоке?

– По моим наблюдениям, интерес к джазу в нашем городе растет. Увеличилось количество джазовых коллективов. Если три года назад их было 13, то сейчас значительно больше. Концерты в дни международного фестиваля собирают полные залы на 600 человек. Билеты на некоторые выступления стоят от двух до пяти тысяч рублей, их еще и не купить в последний день.

Между прочим, мы не тратим на рекламу ни рубля. Более того, часто пытаемся отговаривать людей к нам приходить.

– Почему это?

– Потому что многие у нас люди понимают вечерний отдых вполне определенным образом. А мы объясняем, что у нас нельзя нормально посидеть, у нас не проводятся дни рождения, обслуживание низкого качества, клиент всегда не прав…

– Нарисуйте портрет среднестатистического любителя джаза.

– Нет четких границ. Нельзя выделить какие-то особые признаки любителя джаза относительно возраста, пола или социального статуса.

– А в музыкальных магазинах говорят, что этой музыкой интересуются в основном мужчины после 35 лет.

– Покупатели записанной музыки не всегда любители музыки или меломаны. Порой это филофонисты, то есть те, кто собирает музыку, отдельная категория людей. С исследовательской целью лучше посетить джазовый концерт и посмотреть на аудиторию.

– Бытует стереотип, что рок – это «секс, наркотики и рок-н-ролл». Джаз в этом плане про что?

– Все, что присуще рок-музыке, имеет место быть и в джазовой.

В части алкоголизма и наркомании джазовые музыканты тоже рекордсмены, если говорить о мировой истории джаза.

– Большая у вас личная коллекция джазовых пластинок?

– Более 1000 экземпляров, причем в ней есть пластинки 50-х годов, еще десятидюймовые, стоимость которых сегодня исчисляется десятками и сотнями тысяч рублей. Стараюсь лишний раз их вообще не доставать.

– Продолжаете открывать для себя что-то новое в этой музыке?

– Конечно. В мире постоянно появляются новые исполнители, а я и старых еще не всех знаю. Тем более что некоторых слушать очень трудно, к этому надо еще прийти. Джаз неисчерпаем.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ