Количество звонков россиянам от телефонных мошенников вырастет к декабрю на 35% год к году – их доля составит 2,3% от общего числа, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование Тинькофф Банка.
При этом наиболее популярные сценарии у телефонных мошенников остались прежними, указали в «Тинькофф» – чаще всего это звонки якобы из служб безопасности банков. Также применяется схема «продавец – покупатель»: например, человек звонит по товару, выставленному на классифайде, выманивает CVC/CVV-коды из пуш-уведомлений и получает доступ в личный кабинет в банковском приложении. Используются звонки и якобы из правоохранительных органов.
Тем не менее появились новые сценарии. Мошенники отправляют жертве электронное письмо, СМС-сообщение, сообщение в мессенджер. В нем может говориться о крупном штрафе и о необходимости срочно связаться со специалистом организации. Также мошенники активно пользуются актуальной новостной повесткой. Например, весной под видом сотрудников банков предупреждали об отключении российских банков от SWIFT и предлагали перевести деньги на «специальный счет». В сентябре звонили и представлялись адвокатами, предлагая избежать мобилизации и требуя перевести за свою работу определенную сумму в качестве залога.
Самый распространенный сценарий – звонок с предупреждениями о якобы подозрительных действиях по счету. В сентябре – октябре активно звонили якобы из военкомата с сообщениями о выдаче повестки.
Кроме того, с началом спецоперации мошенники стали предлагать фейковые трудовые книжки для устройства на высокооплачиваемую работу. Недавно начали звонить якобы из Минприроды с требованием перевести деньги в качестве налога на вывоз мусора. Также присылают ссылки в СМС для оплаты билетов в кино и театр на фальшивых ресурсах.