2006-08-29T15:30:00+11:00 2006-08-29T15:30:00+11:00

Владимир Щур: «Частная школа — это не бизнес»

Президент частной школы о финансировании, подходе к ребенку и будущем

primorsky.ru |  «Частная школа — это не бизнес»
primorsky.ru

Положение частных школ в Приморье непростое: прекращено их госфинансирование, растут издержки на содержание этих образовательных учреждений. Поэтому наступающий учебный год станет для многих проверкой на прочность. По мнению президента частной школы «Терра» Владимира Щура, в недалеком будущем в крае останется всего две-три частные школы.

Бизнес или просветительство?

Близится 1 сентября. Для одной из школ Владивостока этот счастливый день уже никогда не наступит. Pacific Line School, сильнейший игрок на местном рынке частного образования, месяц назад закрылась. Это вызвало резонанс у обеспеченной публики Владивостока.

«К нам пришли дети из разных классов, — рассказывает глава «Терры» Владимир Щур. — Pacific Line была довольно солидным учебным заведением, обеспеченным всем необходимым, с серьезной клиентурой. После того как эта школа приказала долго жить, родители тех, кто там учился, всерьез обеспокоились будущим своих детей».

В законе об образовании говорится о равенстве образовательных учреждений всех форм собственности. Однако с 1 января 2005 г. частным школам, имеющим государственную аккредитацию, в бюджетном финансировании отказали. Это официальные сведения. На самом же деле негосударственные общеобразовательные учреждения и до прошлого года не получали бюджетных денег. «Частная школа никогда государством не дотировалась и не финансировалась, — говорит президент «Терры». — Так было и до 2005 года. Мы как не имели дотаций от государства, так и не имеем. Что касается образования, то на его качество это никак не повлияет. Отсутствие бюджетных денег, наоборот, стимулирует давать знания намного шире, углубленнее, чем в муниципальных школах, которые находятся на госфинансировании».

Во Владивостоке частным школам существовать сложно. Самым главным жизненным ресурсом для них являются спонсоры.

«Сразу хочу заметить: частная школа — это не бизнес. Это, прежде всего, система образования. Рассчитывать только на свои ресурсы, по-моему, неправильно. Наша школа организована на базе туристической фирмы «Терратур». Сейчас посильную помощь нам оказывают из-за рубежа. Так, японские партнеры турфирмы помогли оснастить компьютерный класс. Пианино, электронный орган — это все благодаря им. Ну и родители школьников, конечно, материально поддерживают».

Лучше меньше, да лучше

В извечном споре о том, где лучше учат — в государственной школе или частной, стороны приводят множество аргументов. По этому поводу мнение Владимира Щура однозначно:

«В частных школах преподают лучше.

Главный плюс — индивидуальный подход к каждому ребенку. В государственной школе в одном классе учатся 30 человек, в частной же — 10 максимум. Разделите 45 минут урока на количество детей — и все станет понятно...

В негосударственном общеобразовательном учреждении есть системный подход. Например, начальная школа по учебной программе «Школа 2100» подразумевает углубленное изучение математики по Петерсону. Не каждый ребенок готов ее потянуть. Для таких детей есть альтернативные авторы. Это первое. Во-вторых, мы закупаем детям одинаковые учебники. У нас нет такого, когда один ребенок читает учебник автора Петрова, другой — автора Иванова. И, в-третьих, посмотрите, что творят старшеклассники почти во всех школах — курят, употребляют наркотики. У нас такого ужаса нет.

Раньше состоятельные родители стремились учить своих чад в основном за границей, выбирая престижнейшие учебные заведения. Сейчас ситуация поменялась.

В той же Москве работают «на завтрашний день». Там, в отличие от Приморья, все более передовое, прогрессивное. Понятно почему — денег больше».

«Нужно не научить ребенка, нужно научить его учиться. Главное — заинтересовать детей. Как? Нужно дать им понять, что в каждом предмете есть интересное зерно, которое им пригодится. Не учить, вдалбливая, ради оценки, а вызывать интерес. Ведь все, что находится вокруг нас, — интересно. Мы постоянно развиваемся, учимся, растем как личность. То же самое нужно и ребенку. Для результата необходим интерес. Кто-то любит писать стихи, кто-то танцевать, рисовать, петь. Такие таланты тоже нуждаются в развитии».

Средняя плата за обучение в московских частных школах составляет $750-800. Элитные школы там «стоят» гораздо дороже. Например, родители, отдавшие своего ребенка в Первую московскую частную гимназию, выкладывают $2400 в месяц (данные сентября 2005 г. — Прим. ред.).

«Средняя цена обучения в частных школах Дальнего Востока — $300-550 в месяц. Эти деньги уходят на аренду помещения, на налоги и, конечно же, на зарплату учителей. Платят им несколько больше, чем в государственных школах. Больше получают те учителя, которые необходимы школе в первую очередь. Существуют доплаты (у нас — 6000 рублей в год) — на приобретение учебной литературы».

Четыре «про»

Про учеников «Терры». «В прошлом году у нас их было 56. Сколько будет нынче, пока неизвестно. Сейчас мы готовы учить 80 ребят. Больше пока не позволяет здание. Приходится спортзал арендовать, в бассейн ездить, хотя все это, по-хорошему, должно быть в одном месте, под крышей школы».

Про День знаний. «1 сентября мы делаем праздник для детей. Как и во всех школах, пройдет торжественная линейка. А после этого начнется особая программа, которая не ограничится только территорией школы. В этом году мы приготовили детям сюрприз».

Про себя. «Я окончил факультет антикризисного управления. Именно финансовый кризис и угроза банкротства трехлетней давности заставили меня с головой окунуться в работу школы, в ее систему самовыживания. Многое пришлось менять, что-то — очень болезненно. С 2006 года я еще и директор «Терры», но теперь передо мной стоят другие задачи. Не выживать, а развиваться и расти!»

Про будущее. «В Приморье выживут не более одной-трех частных школ. Для того чтобы «Терра» оказалась среди них, нужно очень много сделать. Как и любое предприятие, школа не может стоять на месте. Она должна развиваться. Будем ли мы в тройке «живых и невредимых»? Я постараюсь все для этого сделать».

БЛИЦ

— Что самое трудное в вашей работе?

— Ничего трудного для меня нет. Огорчает лишь отношение к школе как к коммерческой организации.

— У вас есть непререкаемый авторитет в педагогике?

— Мой авторитет — постоянно приобретаемые знания.

— Из чего состоит рацион учащегося «Терры»?

— У нас трехразовое питание. Готовим вкусно. Холодными макаронами не кормим.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ