Как говорил известный американский предприниматель Ли Якокка, которому своим успехом во многом обязаны Ford и Chrysler: «Мы постоянно встречаемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы». Это я повторял себе много раз в уходящем 2022 г., который стал одним из самых трудных в моей карьере. И потребители, и инвесторы, и экономики разных стран столкнулись со множеством сложных вызовов.
Как развивались события в 2022 году?
Главным ньюсмейкером на американском фондовом рынке оставалась ФРС. Эпоха низких ставок и дешевых денег, в которой глобальные площадки жили с 2008 г., подошла к концу. Активно борясь с инфляцией, в 2022-м финрегулятор США поднял ключевую ставку семь раз, до 4,25–4,5%.
В последний раз она была такой высокой в далеком 2007-м. Это, конечно, стало серьезным потрясением для многих инвесторов, которые пришли на биржи во время «бычьего» рынка и не имели опыта торгов в столь жестких монетарных условиях, а также при высокой волатильности фондовых площадок.
Одним из самых больших разочарований для розничных инвесторов стало снижение доходного сегмента IPO, который в 2020-м – первой половине 2021-го демонстрировал невероятный рост, как, впрочем, почти все классы активов. Однако с ноября прошлого года по середину декабря текущего котировки ETF IPO упали более чем на 60% при снижении Nasdaq на более скромные 30%.
Почему так вышло? В условиях повышения ставок оценки компаний, планировавших размещение на бирже, снижались. Наиболее ярко эта тенденция затронула быстрорастущих эмитентов, которые занимают наибольшую долю на рынке IPO.
Поняв, что получить справедливую оценку на бирже они не смогут, руководители многих компаний отказались от запланированных первичных размещений. В итоге число IPO в 2022 г. стало минимальным за последние 25 лет (исключение составил лишь кризисный 2008-й). Котировки большинства смельчаков, которые все же вышли на биржу, продемонстрировали негативную динамику. Но были и те, кто, несмотря на все сложности, сумел показать восстановление.
Это, например, ShockWave Medical (SWAV) и Array Technologies (ARRY). В первом случае бумага отросла от минимумов на 95%, во втором – на 230%! Чему нас учит эта история? Если на «бычьем» рынке растет практически любой актив, то в периоды высокой волатильности нужно тщательно выбирать инструменты, внимательно анализируя их возможные перспективы.
Что готовит 2023-й?
Основные риски наступающего года – это высокая инфляция, возможность наступления, длительность и глубина рецессии, а также политика ФРС. Позитивными факторами выступают тренд на смягчение антиковидных ограничений, а также все еще значительный объем ликвидности на руках у населения (по оценкам аналитиков Freedom Broker, около $1,45 трлн). Проще говоря, денег пока больше, чем активов, которые можно на них купить. Это важный драйвер роста котировок акций.
Наиболее благоприятный сценарий «мягкой посадки» экономики все еще вполне возможен, но для этого потребуется сочетание следующих факторов:
1. Напряженность рынка труда снизится, уменьшится число вакансий, но работодатели воздержатся от массовых сокращений.
2. Инфляционные ожидания потребителей на следующий год скорректируются, что позволит повышать зарплаты медленнее. Однако для этого потребуется снижение цен на энергоносители, которое, в свою очередь, возможно при сокращении геополитической премии либо в случае слабого роста китайской экономики.
3. Самая важная составляющая – уверенный внутренний спрос в США.
Однако даже при реализации более вероятного сценария умеренной рецессии экономическая активность начнет восстанавливаться уже во втором полугодии. В этом случае динамику лучше рынка и факторов «стоимости» будут демонстрировать компании «роста». В секторальном разрезе начиная с третьего квартала достаточно уверенно могут смотреться текущие аутсайдеры: ИТ-компании, телекомы и производители товаров длительного пользования.
Среди отдельных акций стоит присмотреться к биотеху Seagen (SGEN), авиаперевозчику Delta Air Lines (DAL) и инфраструктурной нефтесервисной компании Kinder Morgan (KMI) с таргетами $173, $42 и $22,4 соответственно. Для повышения диверсификации портфеля по странам было бы разумно приобрести бумаги недавно вышедшего на IPO казахстанского нефтегазового гиганта КазМунайГаз. Через две недели после начала торгов акции прибавили более 11% к оценке на IPO, но пока торгуются по привлекательной цене с апсайдом более 35%.