Профессия, которая родилась в лихих 90-х и в XXI веке стала скромной нишей для немногочисленных энтузиастов. Пока не наступило 24 февраля 2022 г. Автоперегонщики снова в тренде. Только теперь бросают цивилизацию и отправляется на заработки поколение вайфая и айфонов. Как они решились выйти на большую дорогу?
Денис Малых, восемь лет занимается автоподбором и перегоном авто: «Люди, не видя никакой альтернативы японским праворульным машинам, стали приезжать во Владивосток, как в былые времена, с целью покупки автомобиля для личного пользования или для продажи. То есть спрос, как и популярность услуги «автоперевозчик», растет и, по моему мнению, будет набирать обороты.
Лично я перегоном машин занимаюсь уже около восьми лет. Когда я решился перегнать из Владивостока в Улан-Удэ свою первую машину, было очень страшно. Во-первых, это материально ответственное занятие. Ты берешь чужие деньги, на которые нужно купить определенный автомобиль и доставить его в целости и сохранности за 3 тыс. км. А во-вторых, Владивосток был для меня совершенно чужим городом, где я никого не знал, и все эти процессы купли-продажи понимал только в теории. Но мне повезло. Продавцы попались порядочные: машину доставил без приключений, заказчик остался доволен.
Я понял, что такая работа является для меня лучшей возможностью самореализации как человека, погруженного с детства в автомобильную тематику, с приятными бонусами в виде гонораров за труд и путешествий. Скажу честно, человеку привезти автомобиль самостоятельно обойдется дешевле тысяч на 20, нежели заказывать услугу автоперевозчика. Наша работа связана с высокими рисками, и оплата труда соответствующая. Брать на себя ответственность за чужие деньги, чужое имущество за гонорар в 15 тыс. руб. – не серьезно.
Дорога – это всегда повышенная опасность. «Бандитских страстей» времен 90-х мы не застали, но историй от более опытных перевозчиков понаслушались. Тогда все было по-другому: и деньги другие крутились, и риски соизмерялись иными мерками. Нередко на кону стояла жизнь человека. Сегодня опасность для автоперевозчика заключается только в самой дороге, и эти риски застраховать невозможно никаким ОСАГО.
В пути случаются разные истории – и курьезные, и печальные. Однажды я перегонял автомобиль и на полном ходу в меня врезался фазан. Есть участки дороги, где эти птицы становятся настоящим бедствием для водителей. Когда летишь на скорости и откуда-то выскакивает такое препятствие, объехать его или затормозить невозможно.
Фазаны и лобовые стекла водителям разбивают, и значительный урон машине наносят. И вот такая история случилась и со мной. Когда понял, что в машину врезалась птица, останавливаться не стал, до ближайшего пункта АЗС оставались считаные километры. Там, думаю, и посмотрю, что да как. Еду и вижу, что встречные авто фарами мигают.
Причину понял, когда добрался до заправки и осмотрел автомобиль. Несчастная птица застряла в решетке радиатора и ехала несколько километров, как гальюнная фигура на носу парусника. Кстати, вот такие риски, микроповреждения машины в дороге от встречных камешков или, как в моем случае, фазанов оговаривают с заказчиком заранее. Например, всегда есть возможность машину перед перегоном обклеить, чтобы максимально защитить от сколов.
К слову, в моей нынешней деятельности очень пригодилось мое юридическое образование, которое я получил лет 15 назад. Уже в то время в моем сознании не укладывалась схема жизни на ежемесячную зарплату в 18 тыс. руб. при полной дневной занятости и тотальной зависимости от работодателя. Но эти знания теперь очень полезны в автомобильной сфере. Ведь нередко возникают юридические споры, и случалось даже так, что некоторые моменты приходилось решать через суд».
Алексей Васильев, опыт работы четыре года: «Машины, дороги, путешествия я люблю просто по складу своего характера. В первый раз отправился во Владивосток за машиной для себя. И решил проехать на нем прямиком до родного города – Улан-Удэ. А когда преодолел эти 3,5 тыс. км, появилась мысль – почему бы не возить машины на заказ?
Люди обращаются с самыми разными бюджетами и запросами. Но если еще три года назад за 500 тыс. руб. можно было купить хороший автомобиль, то сегодня цены на машины растут в геометрической прогрессии.
Кроме того, человек, обращающийся к автоперегонщику, понимает, что помимо оплаты самого автомобиля и услуги доставки есть еще сопутствующие траты: до Владивостока нужно добраться, то есть оплатить билеты. Здесь мне предстоит прожить 2–3 дня, пока решу все дела с автомобилем, ну и обратная дорога – бензин, питание, ночевки. Как правило, заказчиков такие расходы не пугают. Проще оплатить «сверху» 80–100 тыс. и получить машину в максимально короткий срок, чем ехать за ней самостоятельно или ждать автовоз, который добираться до нас будет не меньше недели. Это еще без учета очереди месяц-полтора.
Одним словом, наша работа востребована. Лично я рассматриваю любые направления – и столицу в том числе. Понятно, что далеко не каждый может проехать на машине неделю, но в моем случае работа построена так, что нормальный отдых стоит в приоритете. Останавливаюсь в гостиницах, полноценно набираюсь сил, в отличие от большинства водителей, которые едят и спят прямо в машине и едут без остановок, как роботы. Я так не могу, здоровье, знаете ли, не купишь ни за какие деньги».
Булат Гарматаров, опыт работы 3,5 года: «Свою первую машину из Владивостока я перегнал летом 2019 г. Точнее, это были три автомобиля. Одним управлял я, вторым – брат, третьим – его друг. В такой компании было не страшно.
Сами мы авто не растомаживаем, берем на «Зеленом углу» или приобретаем у частных городских автовладельцев. Затем отгоняем в Улан-Удэ и продаем на авторынке. Кроме того, раньше мы занимались перегоном авто два раза в месяц в сторону Новосибирска, Красноярска, Омска. Сейчас в основном привожу, так сказать, для себя и на продажу.
В среднем водители берут за перегон относительно недорогой машины (стоимостью до 1 млн руб.) около 30 тыс. руб. Если авто более ценное, риск увеличивается, услуги стоят дороже – около 50–60 тыс. Но заказчикам из наших краев все равно такие затраты более выгодны, нежели покупать автомобиль в Бурятии. Автомобиль, который можно приобрести во Владивостоке за 3 млн руб., у нас стоит тысяч на 300–400 дороже. Поэтому, даже переплатив перевозчику за перегон и компенсировав все дорожные расходы, а в денежном эквиваленте это будет в районе 100 тыс. руб., заказчик все равно сэкономит значительную сумму.
Мне рассказывали более опытные коллеги, что лет 15 назад, когда таких площадок, как «Дром» ии «Авито», и в помине не существовало, люди из отдаленных от Приморья регионов просто не знали реальную стоимость японского авто и в итоге переплачивали огромные суммы. Например, перегонщик покупал машину за 250 тысяч, а продать мог ее почти со 100-процентной накруткой – тысяч за 400. Понятно, что такой бизнес был очень выгодным. И риски оправданы.
Профессия «автоперегонщик» априори предполагает возложение полной ответственности на человека, доставляющего автомобиль заказчику. И здесь ключевая задача – привезти машину в целости и сохранности. Что-то пошло не так – компенсируй из своего кармана. Разбил машину стоимостью несколько миллионов – никого не волнует, где ты возьмешь деньги, покупай человеку новую. Рискованное этот предприятие – гонять машины на заказ. Но что поделаешь, работа такая.
Заниматься таким видом деятельности может далеко не каждый. Одним достаточно приходить на работу к 8 утра и получать стабильный оклад, другим – жить на волне адреналина, не ограничивая себя трудовыми буднями. Вот мы из второй категории. «День Сурка» – не для автоперегонщика.
Это постоянный экстрим, романтика, путешествие, ощущение независимости и свободы. Две недели спокойной жизни – и снова хочется в путь! Возможно, в силу роста востребованности нашей профессии сегодня в «перегонщики» идут даже женщины. Лет пять назад такого не было.
Я же, наоборот, сейчас гоняю реже. В 2020 г. женился, родился ребенок. Но, когда приезжаю к вам, не устаю поражаться: насколько же удивительный этот город автолюбителей! Кажется, что во Владивостоке люди рождаются с ключом зажигания в руках. Здесь буквально все для машин и все связано с машинами, и это не может оставлять равнодушным».
МНЕНИЕ БЫВАЛОГО
Владислав К., опыт работы – больше 20 лет: «Заниматься автоперегоном я начал в «нулевых». В то время это было прибыльным, но опасным занятием. До сих пор среди перегонщиков ходят страшные байки о людях, контролирующих этот рынок. Большинство историй приукрашены, но из песни, как говорится, слов не выкинешь: в те годы действительно перегонять машины было рискованно. На разных участках дорог находились люди, которые взымали плату, так сказать, за безопасный проезд, причем этим занимались как товарищи в «погонах», так и «без».
Вся история с «крышеванием» начиналась чуть дальше Уссурийска. Понять, что едут перегонщики, не составляло труда: это были машины, как правило, проходившие по дороге стайками на транзитных номерах. Вот к такой стайке подъезжают ребята на больших черных трехлитровых «Марках», от которых не убежать, и предлагают услуги проезда через город. Отказываться – себе дороже, угрожают разбитыми стеклами, проколотыми колесами, да и просто физической расправой. Собирали от 50 до 100 долларов с человека и вручали бумажку, которая якобы давала право спокойно проехать через город. Ну а за городом колонну встречает другая бригада.
Сейчас все просто: сел и поехал, посмотрел страну на машине. Раньше одному выезжать было опасно. Помимо естественных рисков на дороге, огромные участки которых представляли собой гравий (такой была трасса на Амурскую область, а на Читинскую дорога только строилась), то есть резались колеса, летели камни, создавались аварийные ситуации – процветал рэкет. Поэтому перегонщики ездили группами. Страшные рассказы ходили среди водителей о том, как и людей убивали, и машины с обрывов скидывали. Но желающих заниматься автоперегоном от этого не убавлялось – хорошие деньги крутились в автобизнесе.
За более чем 20 лет каких только историй не случалось! Мы улетали с дороги, разбивали машины, я с моста слетел. В Читинской области на одном из участков работала дорожная техника, и я решил объехать по объездной. Поехал по мосту через речку, а там доска вырвана – так прямо в реку на машине и сорвался. Нырял, подвязывал, вытаскивал. Заказчику потом за авто деньги вернул, то есть эту утопленную выкупил. Позже ее отремонтировал и продал.
Еще в «нулевых» очень много народу за машинами во Владивосток со всей России ехало поездом Харьков – Владивосток. Что там творилось! И бригады воров там работали, и воровство среди своих процветало!
Риски автоперегонщиков очень высокие, они были на дорогах и остаются. За такие риски нужно платить. Но проще всего – заказать автовоз. Что большинство людей сейчас и делает. Конечно, и такой вид перевозки не застрахован от аварий, но шины авто точно останутся в целости, и сколов от летящих камней не будет. Лично я так сегодня и делаю. Человек заказывает авто, я помогаю реализовать задуманное».