2023-03-07T11:32:24+10:00 2023-03-07T11:32:24+10:00

Хуже станет всем. Почему текущий кризис – самый серьезный

Мобилизация в совокупности с санкциями нанесли серьезный удар по двум фронтам сразу – по потреблению и по производительности. В то время как в 2022 г. имела место быть совокупность оптимистичного прогноза, базового и пессимистичного, то на 2023 г. только два прогноза: базовый и пессимистичный.

Для меня базовый вариант развития ситуации – это еще более глубокая рецессия, чем по итогам прошлого года. При этом ухудшение ситуации с бюджетами домохозяйств, с потреблением, вероятно, будет не настолько значительным, насколько ухудшение ситуации с бизнесом, особенно ориентированным на экспорт.

В 2022-м домохозяйства пострадали больше, чем государственный бюджет или бизнес, а в 2023-м году роли поменяются. Хуже станет всем, но темпы падения благосостояния домохозяйств окажутся скромнее, чему, в частности, поможет дефицит на рынке труда, который поддержит доходы и уровень потребления. Бизнесу придется сравнительно труднее. Да, может быть, неопределенность бизнеса по поводу будущего снизится, но условия работы станут труднее: сократятся внешние поставки, сложнее станет продавать продукцию за рубеж.

Рецессия в случае пессимистичного сценария продлится не менее трех лет. Что касается базового сценария, речь идет о двух годах рецессии: тянуть вниз ВВП будут промышленность, строительство, транспорт.

Самое новое в текущем кризисе то, что «лягушку варят не спеша». После первого падения начинается второе «погружение», и оно будет затяжным. Впервые за последние десятилетия в Госбюджете заложен значительный рост оборонных расходов и снижение гражданских. При этом не нужно быть аналитиком, чтобы понимать: оборонка никогда не развивается в направлении наращивания производительности. Соответственно, замена гражданки на оборонку дает нам падение производительности и валовой добавленной стоимости естественным путем. Как результат, учитывая, что у нас нет избытка труда, все это транслируется в падение ВВП. Вопрос лишь, в каком масштабе и с какой скоростью это будет происходить.

Что касается безработицы, ничего критического здесь я не ожидаю. А вот падение реальных доходов – неизбежность. В значительном минусе будет строительство, особенно «гражданское», – минус 10%. Отсутствие активности инвесторов ничем не сможет быть компенсировано. Снижение розницы пойдет более скромными темпами.

Хуже всего ситуация с производителями. Так, в промышленном производстве (добыча нефти и нефтепереработка) я жду падения от минус 5 до минус 10. Несмотря на оборонные расходы, по моим прогнозам, инвестиции в данной сфере будут падать.

Но если говорить об инвестициях в целом, то общая картина вырисовывается неплохая – за счет роста госрасходов. Однако рассчитывать на высокий мультипликативный эффект от того объема инвестиций, который будет статистически зафиксирован в экономике, мы не сможем. Среднегодовые темпы экономики после окончания периода рецессии не обещают ничего хорошего.

Параллельный импорт не поможет промышленности, так как при приобретении товара не у производителя, а у иной организации могут возникнуть проблемы с гарантийным обслуживанием. Российская компания должна будет давать гарантию на свой товар, произведенный с использованием иностранных комплектующих, но при этом сама не будет иметь гарантии на его составляющие части. В результате при всех неисправностях расходы по ремонту и замене лягут на российский бизнес. Кроме того, покупая производственное оборудование не напрямую, компании не смогут пригласить специалистов производителя для его наладки.

Все это затруднит развитие российской экономики, лишит ее многих возможностей. При развитии событий по пессимистичному сценарию нынешний кризис может стать вторым по тяжести в XXI веке, не догнав только тот, что произошел в 2008 г.

Так что забудьте про четвертую промышленную революцию, про автоматизацию и прочее. Чтобы замещать дорогими технологиями дешевый труд, простите, нужно быть идиотом. Нужен дорогой труд и дешевый капитал, чтобы состоялась замена.

Единственный плюс всего происходящего – Россия, может, наконец сделает шаг в сторону от сырьевой экономики. Но на полную трансформацию может уйти лет так десять.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ