Модернизация БАМа и Транссиба оказалась под угрозой срыва, считает Генпрокуратура РФ. По мнению надзорного ведомства, РЖД не в состоянии обеспечить подготовку качественной проектной документации и заложить экономические выгодные способы строительства.
Позицию Генпрокуратуры в Совете Федерации высказала представитель надзорного органа Екатерина Пересыпина.
«На сегодняшний день у нас пока не реализован до конца первый этап… Что касается пропускных способностей, они по первому этапу – по 30% участков – не достигнуты. Серьезное идет отставание и по второму этапу. В связи с этим под угрозой срыва реализация проекта «Транссиб за семь дней». Насколько нам известно, с начала реализации данного проекта и по сегодняшний день существенно ситуация не изменилась», – сказала она.
В ходе проверочных мероприятий прокуроры нашли факты затягивания сроков проектной документации, некачественную документацию. В 2022 г. только на трех объектах стоимость работ была завышена на миллиард рублей, после вмешательства прокуратуры цену удалось снизить. Проектные организации ради получения прибыли используют подложные коммерческие предложения, после чего формируется неадекватная цена на те или иные работы и материалы.
Есть и хищения выделенных средств. «Вскрыта незаконная схема авансирования организаций, которые либо находились в состоянии банкротства, либо имели невыполненные обязательства. В 2022 г. возбуждено два уголовных дела в отношении руководителей двух железных дорог за лоббирование интересов подрядных организаций», – отметила Пересыпина.
Согласно паспорту действующего проекта расширения Восточного полигона, второй этап предполагает строительство 263 объектов и увеличение провозной способности в 2024 г. до 180 млн тонн со 158 млн тонн по итогам 2022 г. В течение 2023 г. в рамках проекта должно быть построено 138 объектов и перевезено 173 млн тонн грузов.
Второй этап программы реализуется с 2018 по 2024 г. Ожидается, что итогом расширения пропускной способности полигона станет снижение времени доставки грузов по железной дороге с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней (сегодня – около двух недель). Стоимость второго этапа оценивается в 894 млрд руб., проект осуществляется за счет средств РЖД. Первый этап расширения Восточного полигона был реализован в 2013–2018 гг. и обошелся в 520,5 млрд руб., включая 349 млрд руб. средств РЖД.
Ранее РЖД предложила скорректировать реализацию второго этапа за счет «сдвижки вправо» работ на участках Комсомольск-Сортировочный – Ванино и Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный. Сэкономленные средства предполагается направить на развитие подходов к погранпереходу Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской АО и портам Приморья.