2007-03-03T15:30:00+10:00 2007-03-03T15:30:00+10:00

Юрий Корсаков: «Порядочный богатый человек не может быть счастливым, если вокруг разруха»

Приморский бизнесмен о благотворительности и о психологии бюрократов

"Конкурент" |  «Порядочный богатый человек не может быть счастливым, если вокруг разруха»
"Конкурент"
Анкета
Корсаков Юрий Михайлович, генеральный директор ОАО «АКСО».
Возраст: 50 лет.
Образование: высшее, окончил строительный факультет ДВПИ. В 1987 г. его пригласили работать в «АКСО» (тогда оно называлось Управлением снабжения и сбыта при Приморском крайисполкоме) заместителем начальника по капитальному строительству. С 1994 г. генеральный директор компании.
Семейное положение: женат, трое детей.

Юрий Корсаков — человек, известный во Владивостоке. Генеральный директор ОАО «АКСО» стоял у истоков Приморского Союза промышленников и предпринимателей, принимает самое активное участие в жизни города. Одна из сторон его деятельности — это систематическая материальная помощь школам, больницам, детсадам, общественным организациям и просто отдельным гражданам. В феврале нынешнего года Международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» отметил его заслуги орденом «Держава». Хотя сам Юрий Корсаков не видит в благотворительности чего-то из ряда вон выходящего. Это нормальная гражданская позиция успешного человека, считает он.

— Юрий Михайлович, что заставляет вас жертвовать деньги, видимо, немалые, на помощь людям? Все-таки своя рубашка ближе к телу.

— Смотря как рассматривать ваш вопрос о жертве. Современное общественное сознание неадекватно воспринимает окружающий мир (в результате оболванивания средствами массовой информации), многие люди живут в мире абстракций и иллюзий. Отсутствует духовная среда — готовность человека служить людям. На передний план выносятся личные интересы, а общественные отходят на второй. Господствующее положение занимает общество потребления — это тупик. Страсть добывать деньги, разбогатеть любой ценой — отличительная черта современного человека, преступная и опасная тенденция современной России. Сумму своих знаний человек получает от общества, принимает на веру. Вера — форма отражения общественной стороны человеческого бытия. Определение смысла жизни, ради чего нужно жить в этом мире неправды и несправедливости.

Каждый человек — член общества, от которого невозможно отгородиться и спрятаться. Результатом реформ последних 17 лет стало катастрофическое расслоение общества на некоторое количество людей богатых и людей бедных, которых подавляющее большинство. У нас много говорилось и говорится о формировании среднего класса как основы нашего государства, однако существующее соотношение уровня цен и зарплат не дает большинству возможности выбраться из бедности. Человеческое сознание устроено так, что бедные люди в массе своей ненавидят богатых. К сожалению, очень многим богатым на это плевать. Но это очень опасно. Это политика временщиков: урвать сегодня, а там хоть трава не расти. Если ты всю жизнь живешь в этом обществе и намерен жить в нем дальше, то нельзя игнорировать его болезни. Богатые должны стремиться сгладить конфликт между разными слоями общества. В конце концов, я считаю, что порядочный человек, имея деньги, просто не может быть счастливым, если вокруг разруха и столько нуждающихся.

— Но в одиночку вы всю Россию вряд ли спасете.

— Конечно. Я ставлю перед собой конкретные задачи. Мне не по силам избавить от бедности всю Россию, а вот установить шефство над отдельно взятой школой, отремонтировать дорогу или ливневку рядом с конкретным домом, поставить стройматериалы для ремонта конкретного детского сада, экипировать спортивную команду, подарить продуктовые наборы ветеранам или детям из малообеспеченных семей, оплатить хирургическую операцию тяжелобольному человеку — это мне по плечу. И я это делаю. А бороться с бедностью в масштабах страны, я считаю, должно государство. И благотворительность тут не причем, надо дать людям возможность заработать. Тогда и сформируется средний класс, о котором так много говорится. Но, к сожалению, пока государство с этой задачей не справляется, чиновники на корню душат малый бизнес, который, собственно, и должен принести населению материальный достаток.

— Кстати, о заработках. Как у вас с этим на предприятии?

— Заработки стабильные, и люди за рабочие места держатся. О чем я говорю с гордостью, так это о нашем трудовом коллективе, нам ведь удалось сохранить его костяк еще с советских времен, многие работают у нас уже по 30-40 лет. У нас кадры решают все, и даже орден от благотворительного фонда — это награда не столько моя, сколько всего нашего коллектива.

— А что вообще из себя представляет «АКСО»?

— История «АКСО» такова. Его предшественником стал трест «Горкоммунснаб», созданный Совнархозом во Владивостоке в 1935 году. После ряда преобразований в 1957 году на базе треста было организовано Управление снабжения и сбыта при Приморском крайисполкоме, входящее в систему Госснаба. Именно 1957 год сотрудники «АКСО» и считают годом создания предприятия. В ноябре 1990 года оно было акционировано и получило нынешнее наименование: Приморское открытое акционерное коммерческое общество «АКСО».

В советское время мы занимались снабжением всех бюджетных организаций Приморья: заводов, фабрик, школ, больниц, домов престарелых. Имели связи с промышленными предприятиями со всего Союза, выбивали дефициты в Госснабе. Ассортимент поставляемых нами в край товаров составлял десятки тысяч наименований: продукты, мануфактура, стройматериалы, промышленное оборудование, автомашины, запчасти... С приходом рыночных отношений «АКСО», как и каждое предприятие, оказалось в сложных условиях, вынуждено было выживать. Мы выжили, причем без больших потрясений. Акционировались одними из первых в Приморье (кстати, и по сей день многие наши акционеры — это сами работники «АКСО»), сохранили основное направление работы. Везем товары и в край, и из края. Сегодня имеем связи по всему миру: многие эмигранты, ностальгируя, заказывают отечественные продукты, которые за границей невозможно достать. Поставляем им, что просят: и шоколад «Рот Фронт», и тихоокеанскую селедку... Акционерное общество у нас открытое, и в соответствии с законом информация о финансовом состоянии предприятия прозрачна и для акционеров, которых у нас сейчас 496 — физических и юридических лиц, и для государства. Так что налоги платим полностью.

— И спите спокойно? По поводу налогов вопрос. Простите мне мой цинизм, но, может, есть корысть в вашей деятельности? Ведь говорили же о налоговых льготах для благотворителей...

— В том-то и дело, что говорили. И только. Закона соответствующего нет. Значит, нет и послаблений. А в реальной жизни получается, скорей, наоборот. У чиновников ведь какая психология? При виде успешного предприятия — обложить его максимальными налогами, сборами и арендными ставками. Остальное добрать откатами. А потом они вдруг узнают, что обложенный предприниматель помогает простым людям. И тут срабатывает рефлекс: «Ага, значит, у него еще что-то осталось! Так давай, делись с нами!». Вот пример. Еще при Копылове мы открыли бесплатную столовую на Днепропетровской. Потом решили открыть еще одну. Обратились в мэрию: выделите помещение, малоимущие горожане спасибо скажут. Долго упрашивали, наконец, нам выделили — на Невской. Но арендную плату за помещение назначили просто сумасшедшую. Просили мы снизить аренду: мол, на благое дело, — мэрия ни в какую. Ладно, смирились мы с арендой, открыли столовую — до 150 человек ежедневно обедало. Так инспекции из контролирующих туда повадились, одна за другой, как будто медом им там намазано. Шесть лет мы держались, потом все-таки пришлось ее закрыть. Но к тому времени мы открыли новую столовую, на Гамарника, при храме Порт-Артурской иконы Божьей Матери. Второй год работает. И люди туда идут, значит, нужна она им. Значит, не зря я все это делаю. И сколько бы препонов мне не ставили, я все равно буду помогать людям.

Беседовал Андрей ДЕМЕНТЬЕВ.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ