2023-05-22T11:24:42+10:00 2023-05-22T11:24:42+10:00

«Главное – заплатите». Автошколы подъехали к кризису обучения

Фото: freepik.com |  «Главное – заплатите». Автошколы подъехали к кризису обучения
Фото: freepik.com

Число автошкол в России стремительно сокращается, а на фоне растущего дефицита кадров качество обучения заметно снижается, сообщает KONKURENT.RU.

Более тысячи автошкол закрылись в России за последние два года. Сдача экзамена по теории снизилась с 40 до 30,7%, а практическое вождения «Город» раньше с первого раза сдавали порядка 25%, показатель сократился до 12,2%.

Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин признал, что качество подготовки в автошколах России находится на недостаточном уровне, количество попыток сдать экзамен растет, а число выданных удостоверений сокращается.

«Мы видим, что количество проводимых экзаменов увеличивается, а количество выданных удостоверений уменьшается. Это говорит о том, что, первое, все-таки качество подготовки все еще на недостаточном уровне, второе – ужесточение требований к экзаменуемому, поскольку оно немного изменилось, в этой части оно приводит к тому, что люди должны дополнительно готовиться и повторно пересдавать экзамены», – сказал Кузин.

Одна из основных причин происходящего – дефицит кадров в сфере автоинструкторов. Требования к претендентам на должность инструктора по вождению достаточно простые: наличие водительского удостоверения и общий водительский стаж не менее трех лет, при этом опыт преподавания не обязателен. Конечно, за инструктором не должно числиться лишений прав в течение пяти лет и у него не должно быть медицинских противопоказаний на занятие педагогической деятельностью. Кроме того, необходимо средне-специальное образование. Впрочем, если такого нет – достаточно окончить краткосрочные курсы. По сути, работать автоинструктором может кто угодно.

Дмитрий Смирнов, частный автоинструктор, (опыт работы –15 лет): «На сайтах объявлений в вакансиях указана зарплата до 68 тысяч руб., по факту автоинструктор получает вдвое меньше. Вот когда начинаются частные занятия за дополнительные деньги – совсем другое дело. Так отсюда вытекает закономерный вопрос: кому может быть выгодно научить водить человека за зарплату, в положенные часы? Гораздо интереснее брать полторы тысячи за час дополнительно и неплохо заработать.

Наша профессия сложная, инструктор должен быть терпелив, сдержан, уметь находить индивидуальный подход к каждому ученику, ведь люди разные и по возрасту, и по темпераменту, и по восприятию характера. Одни очень хорошо воспринимают информацию на слух, другим нужно показать маневр. Но когда поток учеников очень большой, инструктор быстро выдыхается и на четвертом-пятом человеке начинает свое время просто «отрабатывать». Я нередко спрашиваю: зачем ты берешь 12 учеников в день, если не можешь одинаково хорошо каждому объяснить урок? Знаете, если бы автоинструкторам за их нагрузку реально платили по 70 тыс. стабильно, распределяя нагрузку адекватно, то и качество обучения в разы бы повысилось. А так – большинство стараются просто заработать. Даже если инструктор по вождению, как говорится, «от Бога» – у него быстро наступает профессиональное выгорание. Отсюда и низкая сдача экзаменов в ГИБДД».

На данный момент стоимость обучения на категорию «В» составляет около 45 тыс. руб. Но для нормального функционирования автошколы обучение должно составлять не менее 60 тыс., заявляют участники рынка. Чтобы компенсировать расходы, многие автошколы поставили процесс обучения на поток, не особо заботясь о его качестве. Как заявил преподаватель теории одной из автошкол на условиях анонимности, ключевой момент – количество подписавших договор, а сколько человек реально пройдут весь путь до получения водительского удостоверения – не имеет значения.

«Главное – заплатите. А дальше хоть самостоятельно обучайтесь – мы насильно никого не заставляем приезжать к нам на уроки. Сдадите внутри школьные экзамены – следующий этап – ГИБДД. Нет – значит, впустую потратили деньги и время», – пояснил педагог.

И данная схема работает – на фоне сокращения количества автошкол в Приморском крае оставшиеся учебные заведения отмечают значительный приток учащихся. Так, о растущем количестве учеников заявили в автошколах «Лидер» и «Фаэтон».

Вячеслав Михайлов, директор автошколы «Лидер»: «Что касается критериев, по которым выбирают автошколу, то, наверное, первый – это отзывы учеников, которые прошли обучение в конкретной автошколе. Отзывы у людей складываются из личного общения, информации, полученной из Интернета, социальных сетей. Собирают информацию о педагогах, учебных транспортных средствах, условиях и сроках обучения. Кому-то важно, по какому адресу именно расположен учебный класс, кто-то целенаправленно выбирает себе педагога».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ