2023-06-06T12:50:53+10:00 2023-06-06T12:50:53+10:00

Великая соболиная дорога Приморья

Фото: freepik.com |  Великая соболиная дорога Приморья
Фото: freepik.com

На протяжении столетий территория Приморья являлась конечной и отправной точкой так называемой Соболиной дороги – ответвления Великого шелкового пути, специализировавшегося на аккумулировании и транспортировке одной из основных статей приморского экспорта – дорогих соболиных шкурок.

Эпоха империи Тан (VII–X в.) была эпохой развития мировой торговли: лодки – на юге, лошади – на севере; летом – на север, зимою – на юг. Это была эпоха новых торговых путей. С запада в Китай вел морской путь из Аравии и сухопутный из Средней Азии. Персидский язык главенствовал на Южных морях, согдийский – на караванных дорогах Центральной Азии. Своего рода международной валютой в этой торговле являлась серебряная монета иранских царей Сасанидов – драхма, имевшая широкое хождение и в Китае.

Наиболее активную посредническую торговую деятельность вели согдийцы – иранские народы, предки узбеков и таджиков, базировавшиеся в междуречье Амударьи и Сырдарьи с центром в Самарканде. Они быстро взяли в свои руки не так давно установившиеся торговые отношения между Римской империей и Китаем. В IV – VIII веках согдийцы уже прочно доминировали в торговле между Востоком и Западом, а их торговые колонии располагались повсеместно. Тюрки давали им проход через свою территорию с запада в Китай, получая за это определенную плату.

«Они искусны в торговле и бьются за ничтожную прибыль. Едва их юношам исполняется двадцать, как их посылают в чужие страны и они добираются до Китая. Где бы ни появилась выгода, всюду они поспевают», – писали современники о согдийцах из Самарканда.

Помимо шелка, составлявшего около 90% торгового оборота, из Китая согдийцы вывозили меха. Сами же ввозили по большей части предметы роскоши: драгоценности, дорогую посуду, благовония, кольчуги. Они являлись крупнейшими поставщиками камфоры, познакомили китайцев с некоторыми видами лекарственных растений, с огурцом, жасмином.

Весь этот товарообмен шел по основному сухопутному торговому пути – Шелковому, лежащему далеко на запад от Приморья. Но с ним последнее соединялось так называемой Соболиной дорогой, по которой в Приморье прибывали среднеазиатские товары, а убывали основные статьи западного экспорта края – соболиные шкурки и ловчие птицы. Все это также контролировалось согдийцами, имевшими в Приморье свою факторию – отправной и конечный пункт ответвления Великого шелкового пути.

Располагалась фактория-поселение в VIII–X веках на берегу реки Арсеньевки, в среднем ее течении, на середине между современными поселками Анучино и городом Арсеньевом, вокруг сопки Круглой в районе нынешнего поселка Новогордеевка. По имени последнего она и именуется – как Новогордеевское городище. На этом поселении найдено много керамики, тесно связанной с продукцией, изготовленной в Средней Азии, инородные пластинчатые доспехи-панцири. Возле этого поселения была найдена и сасанидская драхма.

Место для колонии было выбрано не случайно – оно находилось на берегу довольно полноводной реки Арсеньевки, которая впадает в еще более полноводную реку Уссури. По всем этим рекам вплоть до поселка Анучино вполне можно передвигаться на небольших судах или лодках, что было удобно для перевозки товаров. Также оно было расположено на стыке владений различных племен и государств, в предгорьях перевалов к морю и на векторе переходов в китайскую плодородную долину Сун-Ляо через Иман (Дальнереченск), Ханку и Суйфун (р. Раздольная). И над всем этим неприступно возвышалась крепость.

Террасы были заставлены складами, гостиными дворами, а в центре 25-метровой террасы разноязыко шумел центральный рынок. Торговые палатки на рынке и вокруг располагались прямыми рядами, и каждый ряд имел свой товар, свою вывеску, своего «смотрящего».

Было здесь и поле для игры в поло. Эту игру тоже завезли согдийцы. Поло впоследствии стало здесь очень популярно, откуда и перекочевало в Японию. Тогда еще игра называлась «Битье мяча». Играли в нее изогнутыми клюшками, концы которых имели форму полумесяца, а воротами служили сетчатые мешки.

Несмотря на то что в самом Китае в 836 г. все частные сделки с людьми иного цвета кожи были запрещены, согдийская колония в Приморье продолжала свою деятельность, так как находилась на независимых от Китая землях. Частью Соболиной дороги, а одновременно и конечным пунктом-портом дороги из Китая в Японию, являлся расположенный на берегу в районе современного Краскино порт Яньчжоу в бухте Маокоувай – Бухте мехового экспорта. Сюда также прибывали из Китая товары, чтобы быть отгруженными на корабли в Японию, и сюда с севера Приморья приходили караваны с соболиными шкурками – для отправки в Японию или Китай.

Этот порт был отправной точкой отправления бохайцев в Японию и японцев вглубь континента; базовым пунктом так называемой бохайской дороги в Японию со своими культовыми сооружениями, складами, административными зданиями и верфями. Сегодня его остатки – это охраняемое государством так называемое Краскинское городище.

Еще Соболиную дорогу называли Соколиной. Раньше, а во многих местах и до сих пор, в странах Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, в Китае, большим распространением и почетом пользовалась так называемая соколиная охота – охота на дичь с использованием ручных хищных охотничьих птиц.

«Ястреб-тетеревятник. Раньше этот вид имел большое охотничье значение у местных туземных племен, преимущественно корейцев, отчасти китайцев, – писали орнитологи в 1938 г. – В настоящее время из Кореи к нам залетают экземпляры, возможно, освободившиеся на волю и выдрессированные для охоты на птицу. Такой экземпляр с привязанными к нему ленточками, адресами и бубенцами был пойман в 1931 г. и доставлен в Зоологический институт Академии наук».

Корея, Маньчжурия и Приморье были главными поставщиками наиболее ценных пород ястребов и соколов в Китай. По окраске оперения и по месту, где эти птицы водились, давались и рыночные имена птиц. Соколы с «морозом» из Маньчжурии считались самой лучшей породой кречетов (короли ловчих птиц). У самого императора Тай-цзуна был именно такой кречет, которого он называл Полководцем и наслаждался его умением взмывать вверх и внезапно нападать на жертву, красотой его стремительной охоты.

Однако кречетов в Приморье было не так много, как других соколиных, поэтому в основном отлавливали обитавших повсеместно крупных «настоящих соколов» – сапсанов и обитавших в районе Уссурийска балобанов, которые использовались для охоты на цапель и крупную дичь, а сапсаны – на уток и других водоплавающих.

Еще одной статьей экспорта средневекового Приморья были хищные беркуты и ястребы – тетеревятники. Этих птиц использовали для охоты на фазанов и зайцев. Черные тетеревятники из Приморья становились героями поэм известных китайских поэтов.

«Без сомнения, значительное количество охотничьих ястребов попадало в танскую империю из-за рубежа, и лучших из них присылали в виде дани государю, – писал исследователь Эдвард Шефер. – В 715 г. вождь одного маньчжурского племени послал пару белых тетеревятников. Кроме того, в VIII веке государство Бохай посылало много тетеревятников и соколов. Поэт Доу Гун называл этих двух птиц «разрывающими облака».

Всех ловчих птиц, поставляемых из Приморья на рынок по Соколиной дороге, именуют Хайдунцин – Соколы восточного моря. Так это определяется во всех исторических трактатах того времени.

В 2016 г. ЮНЕСКО, отметив тесную связь с такими понятиями, как защита окружающей среды, культурное наследие и привлечение общин, а также существенную распространенность в 60 странах мира, включила соколиную охоту в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. И в этом наследии есть и частичка, внесенная народами, населявшими Приморье в далекие средние века.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ