Объем выплат по ОСАГО в первом квартале 2023 г. вырос незначительно: на 1%, до 40,9 млрд руб. Это произошло, несмотря на увеличение возмещения, за счет снижения числа страховых случаев, по которым был урегулирован ущерб. Это KONKURENT.RU вяснил из обзора Центробанка «Ключевые показатели деятельности страховщиков».
«Снижение числа страховых случаев может объясняться сокращением количества заключенных договоров в предыдущие периоды, а также вероятным снижением обращений граждан в случае незначительных аварий из-за компенсации убытков самим виновником, нежелающим увеличивать коэффициент бонус-малус (КБМ), существенно влияющий на цену полиса при его оформлении на новый срок», – говорится в обзоре.
СПРАВКА. Коэффициент бонус-малус (КБМ) – показатель безаварийного вождения, который страховые компании используют при расчете стоимости ОСАГО. Перерасчет КБМ происходит раз в год – 1 апреля.
При этом регулятор отметил, что в январе – марте 2023 г. поступило 15,1 тыс. обращений по тематике ОСАГО. Их количество увеличилось на 83% г/г, а доля в структуре обращений в отношении субъектов I квартал 2023 г. страхового дела выросла на 8,7 п. п. г/г. Однако обоснованными являлись 914 жалоб (6%).
«В Банк России продолжают поступать массовые шаблонные жалобы на неверное применение КБМ (в большинстве случаев они формируются интернет-ботами платных сайтов-посредников и касаются общей проверки страховой истории заявителя, а не конкретных действий страховых организаций). Без учета шаблонных обращений количество жалоб на тему ОСАГО снизилось на 15% г/г», – уверяют в ЦБ.
При этом, как сообщало Дальневосточное ГУ Банка России, в Приморье в прошлом году количество обращений по вопросам страхования увеличилось до 1,5 тыс. Значительная часть жалоб — 1,4 тыс. — была как раз связана с ОСАГО. Как правило, приморцы сообщали регулятору о трудностях при оформлении полисов, несогласии с размером страхового возмещения и неверном, по мнению заявителей, применении коэффициента бонус-малус.
Пик роста жалоб на автостраховщиков пришелся на II квартал прошлого года, что было обусловлено в том числе санкционными ограничениями: на рынке наблюдался дефицит запчастей, из-за которого затягивались сроки ремонта. Кроме того, в Приморье сохранялась активность автоподставщиков. Однако уже во втором полугодии количество обращений по вопросам ОСАГО уменьшилось на 30% по сравнению с аналогичным показателем первого полугодия.
По оценке ЦБ, средняя страховая выплата на фоне подорожания автозапчастей выросла более чем на 10 тыс. руб., до 79,3 тыс. руб. При этом расчет размера выплаты по ОСАГО производится на основании данных о стоимости деталей в ценовых справочниках РСА, которые актуализируются не реже, чем каждые три месяца. Последнее обновление произошло 19 марта 2023 г. Средняя стоимость запчастей в актуализированной версии увеличилась на 19,5% по сравнению с ценами в предыдущем году. Вместе с тем по сравнению с ценами конца 2022 г. в марте 2023 г. цены снизились на 6,4%.
Как сообщал KONKURENT.RU, с 15 июля вступил в силу новый проект указаний Центробанка. Он подразумевает механизм взаимодействия между потерпевшим в ДТП и страховщиком при автоматическом регулировании убытка по ОСАГО.
Документ назначает, каким образом участник дорожно-транспортного происшествия будет привлечен страховщиком, как будет согласовываться дата проведения осмотра и независимой технической экспертизы, если она потребуется. С 15 июля страховые компании должны иметь такие возможности при оформлении ДТП по европротоколу с подачей заявления через «Госуслуги», а также должны в добровольном порядке оказывать услуги полного онлайн-урегулирования портала.