В этом году в администрации города Владивостока появилось управление развития предпринимательства и потребительского рынка, обновился координационный совет по развитию малого и среднего бизнеса. Их курирует заместитель главы Екатерина Сиволовская. В интервью KONKURENT.RU она рассказала об особенностях функционирования структур, а также о том, как мэрия планирует развивать малый и средний бизнес.
– Екатерина Васильевна, управление развития предпринимательства и потребительского рынка было создано в этом году, однако свой функционал в рамках другого управления оно ранее исполняло уже достаточно давно. Зачем понадобилось выводить его в отдельную структуру?
– Стоит задача повысить уровень доступности потребительского рынка по развитию малого и среднего бизнеса, а также туризма. В основе функционала лежит пять основных направлений.
Первое – это обеспечение населения услугами предприятий общественного питания и торговли. Второе – мониторинг и создание схемы нестационарных торговых объектов (НТО): киоски на территории города размещаются на основании схемы НТО, соответственно, управление непосредственно ведет работу по дальнейшей легализации возможностей для бизнеса.
Третье – создание условий для развития туризма. Имеются в виду прежде всего мероприятия, связанные с повышением туристской привлекательности города, как на внешнем рынке, так и на внутреннем.
Четвертая немаловажная функция, которую выполняет наше управление, – это определение расстояний для зданий и территорий, где невозможна реализация алкогольной продукции. Сама услуга оказывается министерством промышленности и торговли Приморского края. Замерами минимально допустимых границ занимается как раз муниципалитет. В наш адрес поступает запрос, специалисты управления производят соответствующие процедуры, и если расстояния соответствуют установленным величинам, то продажа алкогольной продукции возможна.
В дальнейшем хозсубъект получает лицензию на осуществление данной деятельности. И наконец, пятое направление – это обеспечение доступности сельскохозяйственных продуктов на территории города.
– Администрация курирует и проводит координационный совет по развитию предпринимательства. У любого бизнеса всегда был и будет постоянный запрос к любым институтам развития, к любым госорганам и ко всем местам, где пересекаются предприниматели и власть. В этом плане можете сказать, что координационный совет работает эффективно?
– Каждый сектор малого и среднего бизнеса имеет свои отраслевые сложности, с которыми нужно справляться сообща. Очевидно, что раз координационный совет – это своего рода инструмент развития малого и среднего бизнеса, то мы должны у этого самого бизнеса через совместный совет спрашивать, какие меры поддержки им нужны и что тормозит их развитие, чем мы можем помочь. Мы приглашаем бизнес не «корочки» получать, а совместно обсуждать и решать проблемы. Мы готовы идти как партнеры, наравне, но для этого нужен и входящий конструктивный запрос на перемены со стороны бизнеса.
Членами координационного совета являются деловые объединения и предприниматели города Владивостока. В этом году у нас произошло обновление. К нам пришло пять новых членов. Они являются представителями молодежного предпринимательства – возрастом до 35 лет с очень интересными направлениями в бизнесе. Думаю, что сотрудничество с молодым сообществом предпринимателей в рамках координационного совета придаст динамику нашей работе и повысит ее эффективность. Свежий взгляд очень важен сегодня в части деятельности государственных органов.
Я также хотела бы обратиться к предпринимателям Владивостока с просьбой присылать свои предложения к рассмотрению в повестке совета. Это можно сделать через управление либо через Центр развития предпринимательства Владивостока. Предложения могут касаться, например, инициативы бизнеса по созданию проекта или услуги, а также предложений по разъяснению регламентов, порядков, муниципально-правовых актов. Если предложение будет направлено в письменном виде и в нем будет озвучен действительно важный аспект, то мы его рассмотрим в рамках координационного совета. На странице управления можно будет узнать о том, рассмотрено предложение или нет, и какое было принято решение по его результатам. Все протоколы совета публикуются, и любой желающий может с ними ознакомиться.
– В прошлом году администрация Владивостока включила в схему размещения нестационарных торговых объектов дополнительные 62 места. Сколько будет в этом году?
– На июль в схему включено порядка 800 нестационарных торговых объектов, которые ведут свою деятельность, за прошедшие полгода добавились еще 40 новых объектов. Вообще, схема НТО – это достаточно живой процесс. Перечень пополняется, и в то же время некоторые хозяйствующие субъекты могут быть исключены из схемы по разным причинам, в частности из-за несоблюдения условий соглашения. Но в целом имеет место тенденция к увеличению.
Хотелось бы подробнее остановиться на структуре. Скажем, мы включили в схему 40 новых торговых мест. Но это не значит, что 40 отдельных предприятий или предпринимателей получили эти места. Бывает, что НТО заходит на комплекс. Таким примером может являться проект Приморского края «Доступное Приморье», цель которого – сделать доступными для широкого круга населения сельскохозяйственные продукты приморских производителей. Более того, одно из условий для участников проекта – социальные цены. Оранжевые ценники говорят о том, что на товар установлена минимальная цена.
Сегодня такие павильоны размещены на Пихтовой, 8, и на Русской, 68. Совсем скоро завершится установка киосков на Океанском проспекте, 140, недалеко от Некрасовского рынка. Планируется также разместить «Доступное Приморье» по адресам Путятинская, 99 (поселок Трудовое) и Жигура, 46.
– Помнится, что рядом с этими киосками еще и благоустраивают территорию?
– Это действительно так. «Доступное Приморье» – это непростой проект, но в то же время очень позитивный во всех смыслах. Помимо того, что кооперация, которая участвует в этом проекте, работает с ценами и с продукцией, она еще и несет социальную нагрузку в виде благоустройства территорий. То есть каждая территория, где располагается «Доступное Приморье», за счет хозсубъекта проводит озеленение, установку лавочек, асфальтирование и так далее. Проект того, как будет все выглядеть в конечном итоге, в администрации согласовывают вплоть до мест размещения кондиционеров. Мне кажется, это очень хорошая история, потому что та территория, где будут располагаться эти НТО, в итоге преображается.
В целом в схему НТО могут быть включены зарегистрированные согласно законодательству хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Существует определенный порядок. Более подробную консультацию могут дать в управлении развития предпринимательства и потребительского рынка.
– Чтобы предпринимателю реализовывать свою продукцию через НТО, нужно участвовать в аукционе. А если на какой-то объект заявился только один человек?
– Порядок единый, однако существует несколько вариантов развития событий. Управление на своей странице публикует извещение о наличии свободных мест в схеме. Любой предприниматель может выбрать наиболее подходящий для себя вариант, подать заявление в управление. В случаях, когда подано всего одно заявление, по истечении определенного времени заявившийся получает право на осуществление торговли в данном НТО. Если же на свободное место было подано несколько заявлений, то проводится аукцион закрытого типа. Субъект, предложивший большую стоимость за право включения в схему, выигрывает.
– А бывают ситуации, когда предпринимателя не устроило ни одно из имеющихся мест?
– Конечно, бывает. Тогда предприниматель вправе обратиться к нам с заявлением, с обязательным указанием координат и предоставлением своего предложения о включении в схему НТО другого места. Управление направляет это заявление по всем органам администрации города Владивостока, которые в свою очередь проверяют предложенное место на предмет наличия ограничений. Такими ограничениями, как правило, могут являться инженерные сети, ограничение видимости для водителей и др. Если проверка не выявила наличие ограничений, то такое место включается в схему. И тогда на странице управления размещается информация о включении места в схему размещения НТО. При этом претендовать на него может не только автор заявления.
– У горожан большой популярностью пользуются ярмарки. Какую выгоду от их организации получает городская администрация?
– Ярмарки способствуют расширению ассортимента доступной сельхозпродукции. Важным моментом, на мой взгляд, также является то, что у нас проводятся ярмарки двух типов: четыре муниципальных, которые работают по выходным дням, и восемь частных, которые работают каждый день. У администрации в этом вопросе нет прямой выгоды, поскольку оплата за участие в сельхозярмарках с сельскохозяйственных субъектов не взимается. Это услуга, которая оказывается в первую очередь для граждан. Благодаря ей производитель может реализовывать свою продукцию напрямую без посредников, а покупатель, в свою очередь, может регулярно приобретать сельхозтовары местного производства. Это мясная, рыбная и молочная продукция, а также овощи, соленья, ягода, мед и многое другое. Отмечу, что сегодня предоставление возможности фермерам реализовывать свои товары – это очень актуальный вопрос, который поднимается на уровне правительства страны.
В части организации ярмарок нам бы хотелось сделать их более современными. Каждые выходные на муниципальные ярмарки выезжают наши специалисты управления, а также специалисты Центра развития предпринимательства, чтобы контролировать организационные моменты. Без трудностей не обходится, но мы стремимся к улучшению качества организации торговых площадок, чтобы и посетителям и продавцам было комфортно.
– Что требуется сделать фермеру, который хочет «зайти» на такую ярмарку? Какова процедура? Как определяется территория, на которой он может разместиться?
– Любой сельхозпроизводитель может участвовать в ярмарке. Для этого ему нужно обратиться в управление торговли, подать заявление, и его включат на одну из территорий, предложат варианты. Его пожелания о том, где бы он хотел разместиться, по возможности, будут учтены.