В адрес KONKURENT.RU пришло письмо от представителя «Честного знака» Елены Павловой. Речь идет о реакции оператора на вышедшую статью про удорожание молочной продукции.
ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») сообщает, что ни в одной из 24 товарных групп маркировка не отразилась на стоимости. «Стоимость кода маркировки фиксированная и составляет 50 копеек, а вклад в себестоимость продукции не превышает 1%, что существенно ниже инфляции. Причем для малых предприятий оператором предусмотрены бесплатные сервисы для комфортной работы с системой: приложения «Честный знак. Бизнес», «Маркировка. Просто» и сервис ЭДО Лайт», – указано в письме.
Заявление пресс-службы «Честного знака» прокомментировал Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината: «Давая свои пояснения, я ни в коем случае не хочу становиться оппонентом внедренной системы по поддержке качества товаров. Ведь необходимость «Честного знака» не вызывает никаких сомнений. Другой вопрос, что, возможно, в будущем внедрение подобных систем должно проходить более тщательную экспертную оценку с детальной проработкой возможных последствий. Дело в том, что средняя цифра увеличения себестоимости при использовании «Честного знака» по стране составляет около 93-97 копеек.
Если детализировать ценообразование, то мы увидим, что единица QR-кода действительно составляет 50 копеек. Эти деньги перечисляются оператору «Честный знак». Однако не стоит забывать и про другие издержки производителей. Помимо 50 копеек предприниматели уплачивают еще 10 копеек (20% НДС) с одной маркировки непосредственно государству.
Далее. Представители оператора не учитывают расходы бизнеса, связанные непосредственно с нанесением маркировки на продукцию. Так, для интеграции «Честного знака» в производство необходимы отдельные специалисты, которые отвечают за процессы сбора информации, передачи ее на главный сервер, получения обратной связи, распечатки и нанесения маркировки. Таким образом, нам потребовалось привлечь в штат предприятия еще трех дополнительных сотрудников, соответственно, пришлось увеличить зарплатный фонд.
При этом производительность линий, на которых установлено дополнительное оборудование для нанесения «Честного знака», упала в среднем на 10 -15%. В России есть, конечно, предприятия, у которых стоит высокопроизводительное оборудование, и у них увеличение себестоимости меньше – порядка 80 копеек. Но таких предприятий всего 20% от общего количества, и выпускают они более 80% продукции в общей массе. При этом объем выпускаемой молочной продукции малого и среднего бизнеса – менее 20%, но число таких предприятий в России – более 80%.
Для такого предприятия, как наше, себестоимость нанесения одной маркировки «Честного знака» составляет около 4 рублей. Что же касается утверждения «Честного знака» об удорожании по всем 24 товарным группам не более чем на 1%, полагаю, здесь применяются данные «средней температуры по больнице». В то время как в указанные товарные группы входят абсолютно разные ценовые категории.
Дело в том, что оператор не дифференцирует, куда именно наносится «Честный знак». В этой связи довольно сложно сравнивать издержки маркировки дорогостоящих шуб с теми же затратами по детскому молоку. Если вдуматься, то можно увидеть большую разницу между финансовой нагрузкой в 50 копеек за QR-код, нанесенный на изделие стоимостью десятки, а то и сотни тысяч рублей, и той же суммой за маркировку молока 0,2 л для школьников, отпускная цена которого 26 рублей за бутылочку. Во втором случае нагрузка на производителя составит около 4 рублей за единицу продукции, то есть не 1%, а порядка 12%».