2023-07-17T09:52:57+10:00 2023-07-17T09:52:57+10:00

«Извлекоше рыб многое количество». Заговоры большой рыбалки

Фото: freepik.com |  «Извлекоше рыб многое количество». Заговоры большой рыбалки
Фото: freepik.com

Камбала, терпуг – в море, караси, ленки, таймень – в реках; толстолобы, сазаны в озерах… Испокон веков люди Приморья занимались добычей рыбы. Но ловили раньше на всевозможные обереги и талисманы.

Всем известным морским и водным богам местные люди всегда приносили свои подношения, просьбы, молитвы; имели свои талисманы и обереги на рыбную удачу, заговоры и заклинания.

Например, у некоторых удэгейцев хозяином рыб считался Сугзя адзани, который посылал косатку – хозяина воды Тэму загонять рыбу в реки. Перед началом рыбной ловли удэгейцы ставили на песчаной отмели расщепленную сверху палочку, в которую вставляли плоский камень, и на него сверху клали жертву – угли, сало, части рыбы.

Во всех видах рыболовства нанайцы носили с собою определенных для каждого случая идолов, одни идолы – сеоны (сэвэны) – помогали ловить рыбу днем, другие помогали только ночью.

Повсеместно в регионе делались бурханы-талисманы, изготовление которых сулило удачу рыболову:

– Сайка – два малой величины связанных чучела из травы паякта, их вешали над очагом. К чучелу, изображающему женщину, привязывали жабры кеты и плавник рыбы амур. Перед периодом лова делали новые чучела, а старых выбрасывали в лес.

– Калгама – большой великан, безрукое изображение человека с заостренной головой, по верованиям нанайцев гонит рыбу в сети. Калгама изображался в виде человека с круглым туловищем, длинными ногами и в высокой шапке. Одежда обозначалась таким простым способом, что кору древесного ствола, из которого делали идола, оставляли; она и должна была изображать одежду. Калгама считался покровителем рыбного промысла: в случае неудачи в рыбной ловле обращались к нему.

– Для моления «на воду» употреблялась ритуальная посуда, вырезанная в виде рыб или морских животных. Делались изображения пуймуров – водяных драконов. Их запускали в воду перед поездкой. По преданию тело его было гладким черным, длинным, с плавниками, похожими на плавники сома. Таким его и выстругивали из бревна.

– Призывали шамана, и он производил камлание, где изготавливал из дерева изображение осетра (даджифу), которое подвешивали к потолку фанзы за хвост. В определенный момент камлания осетра снимали с потолка и клали в сосуд с водой, которую все время болтали. Первую пойманную после камлания рыбу приносили в жертву идолу таким образом, что клали ее в пасть деревянного осетра, продержав некоторое время, потрошили и кровью, добытой из жабр, мазали рот идола, а также клали к ногам его и жабры.

Были и природные поверья. Так, таежные люди считали, что пение глухой и обычной кукушек является определенным признаком хода горбуши. Если первой запоет обычная кукушка, то год должен быть богатым по улову горбуши, а если же глухая кукушка – год будет плохим в плане лова горбуши. Эта примета исходила из поверья о том, что эти кукушки муж и жена (мужем является обычная кукушка, жена – глухая кукушка). Эти супруги в стране богов живут в домах, где имеется рыба. Весной если из дома первой выходит жена, то вслед за ней выходит муж. Поскольку он за собой дверь не закрывает, рыбы вылетают из дома массами. И наоборот, если сначала выходит мужчина, то женщина выходит после него спокойно, закрывая за собой дверь. Поэтому рыбам выход закрыт, лов рыбы не будет богатым.

Ну а в случае неудачи нанайцы восклицали: «Ходжа-Хонингури!» (хонингури – неудача) – восклицание, сопровождаемое обыкновенно страшною гримасой отвращения, вырывается у гольдов каждый раз, когда увидит что-нибудь для себя противное, отвратительное или если во время промысла калуга сорвется с крючка.

Русские поселенцы в Приморье тоже верили в приметы и обереги, но пользовались своими методами.

«Чтобы в озере рыба стала жирной, ловили живого бурундука, запрягали его в маленькие саночки и водили по воде, привязав веревочкой за нос к корме ветки. Это же самое делали и весною перед тем, как закинуть первые верши, чтобы очистить озеро от мешающих водорослей, или же высыпали на середину горсть речного песку, говоря: «Приду в гости, погуляю – вымети дом».

Но в основном пользовались заговорами и уповали на господа. Например, заговор для большого улова рыбы на уху производился в 1913 г. так: «Как только поймаешь первую рыбку, снимешь ее (осторожно) с крючка, берешь в руку ножик и как будто хочешь резать ее, а в самом деле «пугаешь» ее, проводя слегка острием «впоперек рыбки», за каждым разом приговариваешь: «Пошли отца, пошли мать, пошли братьев, пошли сестер, пошли дядю, пошли тетю» и т. д. и т. д. После того приема пускаешь рыбку в воду, и она «пошлет» тебе на крючок всех своих родителей и родственников, из которых и будет уха!»

При ловле рыбы считалось, что необходимо сказать трижды: «Идите, рыбы и малая рыбица, в мой матер невод, широкоую матню».

Или:

Сколько было в церкви народу,

Столько бы в моей ловушке рыбы.

Все мои слова лепки и крепки.

Тем моим словам рот, зубы замок,

Язык – ключ, в море брошен

Член совета при Успенском кафедральном соборе во Владивостоке – иеромонах Нестор был известен тем, что им была написана и переведена на тунгусский язык молитва на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей, утвержденная Святейшим синодом в 1910 г.:

«Господи Иисусе Христе Боже наш, от пяти хлебов и двою рыбу, пять тысящ насытивый, и от избытков множество укрухов собрати устроивый: Сам, Владыко всесильный, и предлежащыя мрежи благослови, молитвами Преблагословенныя, Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святаго славнаго и всехвальнаго Апостола и Первоверховнаго апостола Петра: и иже от них причащающыяся рыб, в мире и здравии душевном и телесном сохрани. Яко Ты еси податель всех благих, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Для успешной ловли рыбы обращались в основном к помощи апостолов-рыболовов – Петра и Андрея – и просили их о таком же обильном улове рыбы, какой они получили сами, когда закидывали сети по слову своего божественного учителя: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Встану я, раб Божий (имя), перекрестясь, помолюсь святым образам, пойду благословен, на восточную сторону. А на самой середине земли – на море Тивериадском, идеже прийти Христос и обрате два ученика Петра и Андрея, ловящих рыбу и рече им: «Ввержите мережи ваши в море!» Извлекоше рыб многое количество. А тако и мени благослови Господи на молитву рыб. Пошли Господи в мой невод рыб, елико благоволишь повелицей милости Твоей, молитвами святых угодников Петра и Андрея. Господи Иисусе Христе Сыне Божи, помилуй нас! Благослови на рыбную ловлю. Аминь».

В одном из заговоров упоминается о царе Шептунов: «Царь Шептун, упрошаю тебя, умоляю тебя: посылай на уду, рыбу-рыбную, из глубины из мели, из воров, из корчевьи, из ценевьи. Моя уда не урвалась, леска щелковая, воском вощеная. Будь мне рабу (имя) во всех удача!»

Заговор этот читался над удочкой. Одновременно существовало поверие, что, если через какую удочку шагала женщина, на ту удочку не будет ловиться рыба.

А «если во время ловли кто узругается русской бранью, тому по приказу хозяина дать три пинка». И тогда отвратить Господ Бог и Божия Матерь гнев свой, а ежеле уважите, то тому сами виноваты. Во веки веков. Аминь.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ