2023-09-26T09:41:28+10:00 2023-09-26T09:41:28+10:00

«Люди пропадали вместе с машинами». Как создавался «Зеленый угол»

фото: предоставил И. Демерев |  «Люди пропадали вместе с машинами». Как создавался «Зеленый угол»
фото: предоставил И. Демерев

25 сентября 1993 г. во Владивостоке образовался «Зеленый угол» и стал пусть стихийной, но первой и самой крупной в России торговой площадкой подержанных японских авто. За 30 лет существования на рынке происходили спады, падения, трансформации, но жизнь и деятельность здесь никогда не останавливались. Как создавался авторынок и что творилось вокруг него, деловому еженедельнику «Конкурент» рассказал Игорь Демерев, бывший автодилер на «Зеленом углу» (фамилия изменена по просьбе автора):

– «Зеленка» для меня – это целая жизнь, начало становления бизнеса, время успехов и кризисов. Изначально машинами торговали на пр-те Столетия, но место было выбрано неудачно: во время дождей стадион «Строитель» затапливало. В итоге поиски альтернативной локации закончились в районе ул. Нейбута, в лесном зеленом массиве «на углу» города – отсюда, на мой взгляд, и название рынка – «Зеленый угол».

Однако мои воспоминания о первичном завозе машин на «Зеленку» связаны с концом осени – началом зимы 1992 г. Мы с товарищем забирали со стоянки на Нейбута машины, их штук восемь было, перегоняли на новый авторынок. Помню – страшный снегопад, я заезжал на Toyota Carina на летней резине, шины от низкой температуры «плавились». Перед нами на «Зеленку» заехал бульдозер, разровнял площадку, поставили туда фургончик для охраны – вот то время и есть точка старта продаж на «Зеленом углу».

Позже организовывались общества с ограниченной ответственностью, мы в этих процессах не принимали участие, больше работали как продавцы. С момента возникновения и на протяжении многих лет бизнес, связанный с японскими автомобилями, приносил сверхприбыли и поэтому был очень криминализирован, продавцов «крышевали» бандиты.

Люди пропадали вместе с машинами, а у арендаторов были свои войны. Знаю человека, который владел частью земли на «Зеленом углу», и в какой-то момент угроза его жизни стала настолько реальной, что он был вынужден покинуть Россию лет на восемь.

Машинами занимался весь Приморский край, даже во дворах торговали. В это же время начал расти рынок авто в Находке и сильно конкурировал с «Зеленым углом». Но со временем проиграл.

Сначала круглосуточных стоянок на «Зеленом углу» вообще не было. Машины загонялись на продажу днем либо только на выходные. К концу 90-х люди начали объединяться в группы, создавать отсыпанные, отгороженные территории, и со временем появились круглосуточные торговые площадки.

Изначально торги проходили в субботу-воскресенье, так как продавцу содержать автомобиль в периметре рынка было дорого – около 150–200 руб. в сутки, при курсе доллара 5–6 руб. такая стоимость считалась высокой. Машины после дня продаж перегонялись на другие стоянки, где цена была раза в 3–4 меньше. Однако за выходные на «Зеленке» можно было, не напрягаясь, продать 10–12 автомобилей. Бывало, за время, пока готовишь, моешь одну машину, продаешь пять.

В конце 90-х огороженные стоянки возникли и на самой «Зеленке». Появилась возможность торговать в будние дни, без перегона машин. Кстати, распространенные сегодня по всей России словечки, такие как «метла», «литье», «полторашка», «весла», придумали «зеленщики». И сейчас я могу запросто понять по одному лишь общению с человеком, из какого он региона. Например, приморцы говорят «краун», а на Камчатке, Сахалине, в Хабаровске – «кроун».

Помню, как прирастал рынок сервисом: появилось удобное мобильное питание на одноразовой посуде, девочки готовили очень вкусно! Чай, кофе, котлеты с гречкой, обязательно плов, салатики – эдакий традиционный набор «зеленщика». Брали у одних и тех же, кто вкусно готовил.

В трудные 90-е «Зеленка» дала возможность выжить огромному количеству людей. Открывались сопутствующие бизнесы, кафе, автомастерские, мойки, работали установщики сигнализаций, охрана, была организована компания по производству качественных стекол для машин, и она до сих пор существует, а когда к бизнесу подключились так называемые научники – машинами не занимался только ленивый.

В начале 90-х годов просто сесть на пароход и привезти машину было невозможно. Доступ к Японии был только у моряков. Ходило распространенное выражение «зарядить морскому», – давали деньги моряку, тот в порту Японии покупал машины, мы забирали их в Приморье.

Стоили тогда «японки» очень дешево. Например, за 3 тыс. долларов можно было привезти 10–11 машин. Цены начали расти уже позже, когда к бизнесу подключились ученые. Именно они первыми поняли перспективы развития авторынка масс-сегмента. Появился «флот научников» – перепрофилированные под автомобилевозы суда.

Самые известные из них – «Федор Матисен», «Прибой», «Океан», ходило два пассажирских переоборудованных судна – «Ольга Садовская» и «Антонина Нежданова». В то время практически у любого желающего появилась возможность попасть в Японию и привезти машину, достаточно было купить паспорт моряка и попасть на пароход. Дело было поставлено на поток. Пошли оптовые привозы – по 10–20 авто за рейс. Бизнес шел в гору семимильными шагами.

Пошлина была низкая – за авто с двигателем 2,5 литра платили долларов 150–200. Документы выписывались прямо на пароходе. При наличии связей и денег оформлялось все быстро, без проволочек. Праворульные машины набирали популярность во всей России, и этому очень способствовала площадка «АвтоВЛ» – теперь это сайт «Дром». Работа непосредственно через японские аукционы началась в период 2003–2004 гг., в это время многие продавцы, в том числе и мы, перестали пользоваться услугами посредников.

В общем, за 30 лет своего существования «Зеленый угол» претерпевал много кризисов. Его закрытие пророчили десятки раз. Но «зеленщики» – народ, закаленный трудностями. Конечно, «повышенный утиль» и санкции со стороны Японии сильно сузят ассортимент на «Зеленке», но думаю, что опытные продавцы переживут и текущие стрессовые сценарии: распродадут, что имеется в наличии, и найдут возможность привозить актуальные для населения машины. Понятно, что тренд современной торговли – онлайн-торговля. Однако всегда найдутся покупатели «старой закалки», предпочитающие тактильный контакт с машиной.

Другой вопрос, что к «Зеленому углу» давно и настойчиво подбираются девелоперы. Полагаю, «зеленщиков» не так страшат риски убытков, как сценарии возможного принудительного выселения и застройки этой территории жилыми домами. Еще хочу отметить, что Россия всегда входила в «топ-3» по импорту авто из Японии, а за последние три года лидировала в этом сегменте с огромным отрывом от других стран. С введением санкций Япония буквально подарила огромный перспективный рынок Китаю, который, к слову, научился производить действительно хорошие машины, особенно премиального класса. Все больше компаний переходят на китайский автопром, и продажи действительно растут.

Но и тут есть «подводные камни»: с октября вводится запрет на растаможку новых китайских машин, в рамках которого, если не вдаваться в юридические тонкости, необходимые документы буду доступны только для определенных юридических лиц – дилеров и дистрибьюторов. Это приведет к монополизации рынка, следствием которого станут очередной рост цен и падение качества услуг. В этой связи японский рынок никуда не исчезнет, от него никто не откажется, люди просто будут работать в условиях ограниченных возможностей и ждать отмены санкций.

КСТАТИ

Появление «Зеленого угла» было чуть ли не первой инициативой избранного в 1993 г. Виктора Черепкова.

В интервью «Конкуренту» Черепков рассказывал: «Буквально на следующий день после моего избрания я узнал, что предыдущий мэр вместе с другими чиновниками оформил на себя участок земли на окраине города. А через несколько дней они пришли ко мне и попросили организовать туда автобусный маршрут.

«Приватизаторы» собирались создать продуктово-товарный рынок. В автобусном маршруте отказал, зато дал совет – организовать на пустующем участке автобарахолку. За продуктами туда бы все равно никто не поехал: слишком далеко. А стимулировать торговлю машинами было необходимо.

В 1993 г. обрушилась вся промышленность Владивостока, поскольку военную индустрию перестали финансировать. Огромное число людей высвободилось и оказалось на улице. Бюджет не получал налоги ни с граждан, ни с предприятий. По сути, из Владивостока было изъято 70% денег, без которых город не мог жить. Надо было искать решение. Строить что-либо новое не было возможности.

Город спасло удачное географическое положение. Японцам нужно было избавляться от старых машин (правительство понуждало их к этому высокими налогами), а Дальнему Востоку и Сибири требовался качественный и недорогой транспорт. Подержанные «японки» пошли в Россию, а Владивосток превратился в перевалочную базу. Человек покупал машину в Японии за $1 тысячу, вез ее в Россию и продавал за $4–5 тысяч. Таможенные пошлины были практически нулевыми, доставка почти ничего не стоила, моряки везли машины на своих же судах».


СПРАВКА. С 1993 г. «Зеленый угол» контролирует ООО «Березка», основными владельцами которого, согласно ЕГРЮЛ, являются известный во Владивостоке предприниматель Геннадий Згиблый и не менее маститый Виктор Дорошенко, Ф. И. О. которого совпадают с когда-то крупнейшим акционером «Приморсклеспрома». Согласно порталу «За честный бизнес», в 2022 г. «Березка» заработала 839 тыс. руб. чистой прибыли, выручка составила 20,6 млн руб.


 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ