Продажи подержанных авто без пробега по РФ упали более чем вдвое, а цены на них значительно повысились. Такие выводы содержатся в исследовании автомобильного портала «Дром».
Так, если за июнь 2023 г. на «Дроме» продали 22 700 беспробежных авто, то за июнь 2024-го всего 6400. При этом средняя цена выросла на 38%: с 1,6 млн руб. до 2,21 млн руб.
Продажи пробежных автомобилей также падают, но с куда менее выраженной динамикой – снижение составило всего 5%. Это несмотря на то, что средняя цена б/у авто выросла более чем на треть – с 1 млн до 1.35 млн руб. Это объясняется тем, что люди, передумавшие брать беспробежку, скорректировали спрос, выбрав авто с пробегом. Внутри категории б/у с пробегом тоже заметно изменение.
Самое сильное падение продаж произошло в категории пробежных авто у внедорожников и кроссоверов: от 21,9% на Subaru Forester до 28,5% на Toyota Land Cruiser Prado. Средние цены при этом выросли на 20% и более.
Больше всего прибавили в цене по сравнению с прошлым годом следующие модели: Toyota Vista +62,1%, BMW 5-Series +46,4% и Лада 2109 +46,2%.
«Не могу объяснить объективными причинами такое подорожание Toyota Vista – с 249 000 до 403 000 руб. Это старые автомобили, в среднем, 1999 года выпуска, хотя надежные, популярные на Дальнем Востоке и в Сибири. Складывается впечатление, что цену задрали «под шумок», – комментирует эксперт «Дрома» Сергей Лагурёв. – Динамику цены на BMW 5 серии частично можно объяснить тем, что какую-то долю везут из Японии, и они тоже попадают под ограничения из-за объема двигателя. Но, к сожалению, нет информации, насколько это большой процент. На мой взгляд, он не должен так сильно влиять на цены».
Как считают эксперты, фундамент для роста цен был заложен еще в прошлом году. Во-первых, существенно ослабел рубль: с 67,57 руб. в январе 2023 г. до 90,12 руб. в июле 2023-го, то есть на 33%. К концу года максимальный курс составил 92,7 руб.
Во-вторых, произошло повышение утилизационного сбора: на 68% для авто с двигателем до 2 л, почти в три раза для двигателей с моторами от 2 до 3 л и в 2,2 раза для авто с объемом более 3 л. Для электромобилей утильсбор вырос практически в 10 раз.
В-третьих, Япония ограничила экспорт в Россию легковых авто с объемом ДВС от 1,9 литра, гибридов, электромобилей и еще ряда категорий.
Самое примечательное, что, несмотря на резкий спад спроса на безпробежные автомобили, объем их ввоза сопоставим с досанкционными временами. По информации ДВТУ, Владивостокская таможня оформила за семь месяцев 2024 г. 144 тыс. автомобилей физических лиц для личного пользования. Через Уссурийскую таможню, через которую в Приморье попадает китайский импорт, за первые пять месяцев 2024 г. объем ввозимых физлицами китайских автомобилей вырос в семь раз. В 2023 г. за тот же период было ввезено 308 транспортных средств, а в 2024-м – 2 306 автомобилей.