Проблема хаотично припаркованных фур и прицепов во Владивостоке не решается годами. Автомобилисты и пешеходы «спотыкаются» о большегрузы буквально на каждом шагу. Недовольство горожан растет. Кто виноват и что делать?
Кто виноват?
Уличная сеть Владивостока и поток грузового автотранспорта, обслуживающего контейнерные перевозки в портах, – вещи несовместимые. «Инфраструктура города сама по себе не рассчитана на такое огромное количество автомобилей, и транспортные развязки просто не справляются с текущим машинопотоком. А между тем прогнозируется значительный рост грузопотока», – поясняет Роман Ковалев, генеральный директор «DGK Групп».
В первом полугодии текущего года грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна вырос на 7,5%, до 119,2 млн тонн. Перевалка сухих грузов увеличилась на 7,2% и составила 78,9 млн тонн, наливных грузов – на 8%, до 40,3 млн тонн. «На данный момент транспортно-логистический комплекс обеспечивает 25% валового регионального продукта. Эта отрасль и дальше будет важнейшей для развития Приморья. Программа комплексного развития экономики, которую мы подготовили, подразумевает совокупные инвестиции в размере 900 млрд рублей. Всего в рамках программы мы сформировали более 120 объектов инфраструктуры, реализация которых возможна только с высокой долей федерального участия. Если программа будет реализована, то валовой региональный продукт увеличится до 3,8 трлн руб. до 2030 года», – рассказал Николай Стецко, зампред регионального правительства.
По его словам, на данный момент каждый второй морской контейнер России обрабатывается в портах Приморского края. К 2030 г. планируется увеличить грузооборот портов в два раза. И проблема большегрузов может только усугубиться. Уже сейчас большое скопление фур наблюдается на Эгершельде, в районе ул. Олега Кошевого, заставлен почти весь проспект 100 лет Владивостоку, Луговая, а также Океанский и Народный проспекты, Шилкинская и, конечно, ул. Калинина. Машины ухитряются парковать даже на кольце фуникулера.
Сергей Ремизов, руководитель Дальневосточного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП): «Объем грузоперевозок растет и продолжит увеличиваться – это факт. Локация портов не только в черте города, но как раз в «старых» районах, с плотной жилой застройкой и узкими дорогами. Организовать стоянки для большегрузов вблизи непосредственных мест погрузо-разгрузочных работ невозможно. Нет места. При этом транспортировка грузов идет практически в круглосуточном режиме, по формату «живой очереди». Водителю необходимо находиться вблизи порта, куда ему поручено отвезти груз. Где же ему парковаться, чтобы дождаться разрешения на въезд? На территорию порта можно загнать 20–30 грузовиков, но по факту их гораздо больше».
То есть удобство горожан уходит на «второй план». И это печально. «Не раз я становился свидетелем ДТП, к которым приводила халатность водителей большегрузов, создающих помехи водителям и пешеходам», – сетует Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит».
«ДТП происходят из-за «слепых зон» длинномеров, а в некоторых местах контейнеровоз вообще не помещается в пределах полосы движения. Да, порты являются важнейшими экономическими субъектами федерального уровня, но это не значит, что с припаркованными где попало длинномерами надо мириться», – считает Алексей Дешпет, директор ООО «Примполимер».
Что делалось?
Купировать проблему большегрузов пытались неоднократно. Так, еще в 2011 г. тогдашний градоначальник Игорь Пушкарев выпустил постановление, которое ограничивало движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн на участке от Маковского, 58в до Некрасовской, 122. Но документ очень быстро «завернул» Ленинский районный суд Владивостока, признав его незаконным.
В 2019 г. в столице ДФО вновь попытались ввести ограничение выезда большегрузной техники из порта с 16:30 до 19:00. Экс-мэр Олег Гуменюк тоже в свое время «запретил» движение большегрузов в городе с 7 утра до 20 вечера, но документ был опротестован прокуратурой по заявлению перевозчиков. Несколько лет назад планировалось строительство парковки для фур на золоотвале, однако здесь обнаружился токсичный грунт.
Но вот, казалось бы, дело сдвинулось: глава Владивостока Константин Шестаков заявил о намерениях строительства специализированной парковки на улице Дальней, у объездной трассы. Речь идет об участке с кадастровым номером 25:28:040014:6307 площадью 46 744 кв. м. Там расположена огромная площадка для складирования металлических контейнеров, принадлежавшая муниципальному предприятию «Содержание городских территорий» и которую, по мнению мэрии, незаконно занимало ООО «Автолинии». По размерам и локации она вполне подходит для организации парковочной зоны. Беда в том, что стоянку для большегрузного транспорта там обустроят к 2030 г. В телеграм-канале администрации уточнили, что точные сроки определить пока сложно, так как (цитата): «Это будет решаться по мере выделения финансирования».
Петр Куприянов, председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края: «К проблеме полного отсутствия альтернатив для грузоперевозчиков в части доставки грузов в порты мы привлекаем внимание власти и общественности с 2015 г. Казалось бы, задача не столь сложная, как нам ее пытаются представить: разровнять бульдозером территорию, поставить забор, будку, провести минимальную инфраструктуру. Однако никто из чиновников повлиять на ситуацию никак не может – вопрос годами остается нерешенным, обсуждается кулуарно, и дальше предписаний и соответствующих документов дело не двигается. Самое время задать вопрос: почему так происходит?»
По мнению Куприянова, в условиях прямых поручений президента России относительно развития Дальнего Востока «коса нашла на камень» вследствие пересечения интересов определенных групп людей. «На мой взгляд, все просто: если было бы желание вопрос решить, он был бы решен. Для этого существует масса ресурсов, в том числе федерального уровня. Ну а если желания нет, находятся оправдания бездействия», – считает Куприянов.
Что делать?
Строить за счет бюджетных средств площадки для грузовиков – сомнительная идея, считают опрошенные эксперты.
«При чем тут бюджет? Порты и автоперевозчики зарабатывают. Почему при этом не стесняются создавать проблемы жителям и за счет налоговых платежей этих же жителей получать более комфортные условия для заработка?» – сетует Алексей Дешпет.
Теоретически можно предложить строительство парковки за пределами Владивостока. Но там смогут пережидать лишь иногородние водители, выполнившие свою миссию по доставке груза и ожидающие дальнейших распоряжений оператора.
Сергей Ремизов: «Для остальных удаленная локация станет проблемой. Как вариант можно организовать стоянку грузовиков и фур в Артеме, перенаправлять грузовые потоки по железной дороге из торгового порта в «Сухой порт» и оттуда уже перегружать из контейнеров на машины. Именно такие схемы применяются в большинстве цивилизованных стран. Но как организовать все на практике? Пока вопросов больше, чем ответов».
Дмитрий Клатаевский: «Не нужно быть экспертом, чтобы понимать: такую проблему решить «по щелчку пальца» невозможно, слишком мало свободной земли в черте города. Думаю, вопрос должен решаться коллегиально руководством портов и административным ресурсом. Порты должны предоставлять инфраструктуру, а город – помогать ему доступными инструментами».
КОММЕНТАРИИ
Сергей Юрченко, предприниматель и эксперт в области импорта продукции растениеводства: «На мой взгляд, решение вопроса имеет два пути – сложный и очень сложный. В первом случае речь идет о выделении места под большую парковку в районе бухты Тихой, где расположены свободные земельные участки и проходит объездная трасса. Водителей могли бы оснастить современной системой на основе IT-технологий, которая позволила бы им оперативно получать оповещения о вызовах.
Во втором случае придется задуматься о полной модернизации портовой системы и переносе ее за пределы города. И строительство огромного портового комплекса было бы наилучшим вариантом, но все мы понимаем, что подобные планы, скорее всего, утопия, так как их реализация потребует колоссального финансирования».
Андрей Борняков, советник заместителя председателя правительства Приморского края, советник главы города Владивостока, член Союза архитекторов России, член градостроительного совета Приморского края и г. Владивостока, главный архитектор ООО «Град М»: «Построить стоянку для большегрузов еще сложнее, нежели парковку для обычных автомобилей. Главная проблема, в которую упирается решение вопроса, – отсутствие подходящих земельных участков. Безусловно, такие территории должны рассматриваться за чертой Владивостока. Думаю, проработку проблемы глава города должен поручить профильному ведомству. Но все мы понимаем, что даже если специализированные места для парковок большегрузов за городом будут организованы, встанет ключевой вопрос по обеспечению оперативной связи водителей и портов, так как в работе по транспортировке грузов ключевую роль играет точка и время прибытия машины. На мой взгляд, эта проблема в компетенции непосредственно операторов, и решить ее можно, в частности, путем применения IT-технологий».