2023-11-08T13:30:47+10:00 2023-11-08T13:30:47+10:00

Дорогое удовольствие. Приморцы развлекаются в недетские игры

Фото: freepik.com |  Дорогое удовольствие. Приморцы развлекаются в недетские игры
Фото: freepik.com

Пережившие пандемию коронавируса квеструмы организуют мероприятия с новым рвением. Правда, в очень усеченном составе: за несколько лет рынок сократился почти в пять раз. А расходы на организацию значительно выросли.

Как страшный сон приморские квеструмы вспоминают ковидные ограничения и режим изоляции, когда, по сути, действовал запрет на их бизнес. Финансовая поддержка от государства была минимальной, а арендодатели крайне неохотно шли на уступки по снижению ставки. Те, кто не смог договориться, не выдержали и закрылись. По словам участников рынка, таких десятки.

Ирина Евстифеева, организатор квестов DozoR Владивосток: «Квесткомнаты на пике их популярности открывали многие, но большинство организаторов оказались не готовы вкладываться в развитие и не успевали за изменениям внешних обстоятельств, в том числе к ситуации с пандемией».

На этом фоне себестоимость проведения мероприятий увеличилась. Андрей Мазелис, основатель «Квест-кафе»: «В частности, растет одна из главных статей расходов – аренда. В других городах организаторов квестов больше, потому что аренда помещений там значительно ниже. Лет пять назад во Владивостоке работало около 30 квест-компаний, сейчас осталось не больше четырех. Наша компания в некоторой степени компенсирует расходы отдельным видом услуг – организацией детских и корпоративных праздников, а также предоставлением под мероприятие нашей площадки».

За счет высоких расходов квесты остаются дорогим удовольствием, средняя стоимость варьируется от 3 до 6 тыс. руб.

Андрей Мазелис: «Стоимость варьируется в зависимости от сложности квеста: от 3,5 тыс. руб. за команду, которая может представлять собой как двух человек, так и целую группу. Максимальное количество людей, одновременно принимавших участие в наших квестах, – 120 человек».

Квест – затратное мероприятие для организаторов. Это покупка инвентаря, призовой фонд, зарплата ведущим, ремонт квест-комнат, арендная плата. Многие из продавцов сохраняют бизнес, потому что горят своим делом, для них это воплощение творческих фантазий.

Ирина Евстифеева: «Наши квесты в классическом варианте – это некоммерческая деятельность. У нас есть организационный взнос с команды (2 тыс. руб.), исходя из которого формируется бюджет и расходы: бумажные материалы, реквизит на игру, костюмы, дизайнер, фотограф. Все собранные средства идут на организацию игры и покрытие расходов. Доход приносят корпоративные заказы, активно которыми начали заниматься с текущего года. Создание корпоративного квеста оценивается в среднем от 120 тыс. руб.».

Впрочем, встречаются на рынке бюджетные развлечения. Дмитрий Павлов, основатель Музея трепанга: «Наши квесты – это социальный проект, который мы продвигаем уже шесть лет, стоимость участия номинальная – 400 руб.».

Александр Топоров, организатор интеллектуальных игр: «КИЛ (Корпоративная интеллектуальная лига) – это не совсем квесты. Интеллектуальные игры схожи со знаменитой телепередачей «Что? Где? Когда?». По сути, это игра в вопросы. Стоимость входа в игру номинальная – от 300 до 500 руб. Для формирования призового фонда мы нередко привлекаем спонсоров, но скажу точно: люди приходят соревноваться не за приз, а за победу».

Квесты в России стали набирать популярность десять лет назад. Предпочтения клиентов с тех пор почти не изменились: самые популярные жанры по-прежнему ужастики и детективы. А вот формат многие меняют. «Классические, ролевые, в формате виртуальной реальности, образовательные, развлекательные – выбор большой. Количество участников и целевая аудитория зависят от квеста. Но основные посетители – дети 7–15 лет», – говорит Андрей Мазелис.

В последнее время все большую популярность набирают форматы квест-комнат. Это специально оборудованные тематически помещения с применением спецэффектов, погружающие в волшебную атмосферу событий. Отдельных задействованных актеров мало кто привлекает, но все действо происходит под контролем профессионального ведущего.

Ирина Евстифеева: «Каждая игра – это оригинальный сценарий и наполнение. Наш классический формат – это ночные автомобильные квесты. Как правило, это командная игра в составе от двух до пяти человек на одном автомобиле, где игровой площадкой выступает весь город или заданная нами территория. Через телефон игроки получают загадку, где зашифровано какое-то место в городе, куда им нужно отправиться. По прибытии командам нужно найти код или выполнить задание от агента-актера. Задание разного формата в зависимости от тематики квеста. И так 7–8 загадок в одном квесте».

Между тем устраивать тематические квесты по мотивам фильмов, игр и книг стало проще. Раньше иностранные компании пристально следили, чтобы их торговые марки не использовали нелегально. Сейчас головоломки с погружением во вселенные «Гарри Поттера» вряд ли могут стать поводом для судебного разбирательства с правообладателем.

«Сценарий каждой игры, грубо говоря, одноразовый. Мы выбираем тему игры исходя из трендов киноиндустрии, игр, социальных событий, интересов игроков и, конечно, личных. Затем разрабатывается сценарий, прорабатываются загадки и задания для игроков, – отмечает Евстифеева. – Несколько встреч с организационной командой для мозгового штурма, далее создание реквизитов, артефактов, технических решений, костюмов, чтобы создать атмосферу и настроение игры. Страшные темы тоже бывают, но мы стараемся делать это не сильно жестко.

В среднем на создание игры от идеи до реализации уходит 2–3 недели. Наиболее яркий для меня – последний квест. Он был в стиле «Вселенной Гарри Поттера». Не одна бессонная ночь прошла за созданием реквизита, к тому же мы сделали специально для квеста костюм Дементора, интерпретировали карту мародеров, кольца для квиддича и еще много всего. Например, капитан каждой команды, которая выполнила предигровое задание, получил конверт в свой почтовый ящик – с приглашением в Хогвартс».

Одна из основных проблем – сложности с открытием новых локаций. Для того чтобы помещение превратилось в аттракцион с необходимым оборудованием, организаторы тратят серьезные суммы, не включая расходов на ремонт, отделку и установку декораций. Но оно того стоит, говорят игроки рынка.

Ирина Евстифеева: «Сейчас огромный спрос на такие развлечения. Так, за последние полгода количество команд увеличилось в разы, в каждый наш квест играет более 40 команд».

В чем причина народной любви к такого рода мероприятиям? Александр Топоров: «В квестах всегда захватывало то, что остаешься один на один с неизвестностью. Конечно, всегда можно было затребовать подсказки, но мы, например, старались самостоятельно пройти испытания, для этого требовалось думать нестандартно. Случались и казусы. Например, проходя квест «с гробницей», мы никак не могли выйти в соседнюю комнату. Организаторы сначала подсказывали нам полунамеками, а когда время было на исходе, указали прямым текстом «Смотрите на шкафу» – было весело!». Если говорить о квесте, который особенно запомнился, то это был сценарий по мотивам фильма ужаса. Я, кстати, смотрел этот хоррор и примерно понимал, что происходит по ходу действия. Было очень атмосферно, а местами даже пугающе. Например, сложно было удержаться от вскрика, когда после выполненного задания совершенно неожиданно с характерным звуком открывался спрятанный люк».

Ирина Евстифеева: «Сейчас мир устроен так, что все вокруг меняется с невероятной скоростью. Конечно, это может держать в напряжении, а порой и создавать поводы для стресса. В игре же можно выплеснуть эмоции, отвлечься от повседневной жизни и окунуться в мир чего-то нового. Квесты – это возможность проявить себя, посостязаться, а иногда даже открыться. Еще один важный момент для людей – общение».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ