Банк России будет вынужден сохранять жесткую денежно-кредитную политику (ДКП) еще на протяжении нескольких кварталов, чтобы вернуть инфляцию к цели в 4%. Об этом заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме.
По ее словам, текущее инфляционное давление стало нарастать более резко, чем в 2021 г. И оно имеет другую природу, чем даже тот скачок цен, который произошел весной 2022 г.
«Тогда экономика подстраивалась под новые условия, бизнес искал новых поставщиков, новые рынки сбыта в условиях санкций, осваивал новые ниши, которые до этого занимали западные компании. Скачок цен был вынужденной необходимостью, чтобы столь значительная структурная перестройка прошла быстро и с меньшими последствиями для наиболее пострадавших отраслей и чтобы у бизнеса в тот сложный период было поле для маневра», – объяснила Набиуллина.
Глава Центробанка отметила, что поднимать ключевую ставку начали тогда, когда стало очевидно, что ускорение инфляции происходит не из-за прямых или косвенных эффектов санкций, а из-за явного отставания возможностей предложения от быстрого роста спроса.
«Рост спроса – и потребительского, и инвестиционного (а на инфляцию влияют обе эти составляющие) – подстегивался и доступностью кредита, и ростом инфляционных ожиданий, и ростом бюджетных расходов», – пояснила она.
При всем при этом, по словам Набиуллиной, сейчас экономика РФ практически полностью задействовала все имеющиеся ресурсы. Это касается и рабочих рук, и производственных мощностей.
«Безработица в 3%, а в некоторых регионах и того меньше – это означает, что в экономике практически не осталось свободных рук. Ситуация с кадрами действительно очень острая, особенно в тех отраслях, которые уже перешагнули докризисный уровень», – привела статистику глава ЦБ.
Свои выводы Набиуллина подтвердила результатами опросов предприятий, которые регулятор проводит на постоянной основе. Возникла ситуация обострения конкуренции за одни и те же рабочие руки. Но рост производительности отстает от повышения заработных плат.
«То есть прирост объемов производства оказывается меньше, чем рост доходов граждан. И если все дополнительные доходы граждан будут направлены на потребление, то это выльется не в рост потребления в физическом объеме, а просто в рост цен на товары и услуги. То есть люди будут переплачивать за потребление товаров и услуг. Наша задача – сделать так, чтобы инфляция не съела повышение зарплат, чтобы сохранялся рост доходов в реальном выражении. Борьба с инфляцией – это, по сути, борьба за поддержание роста реальных доходов граждан», – резюмировала Набиуллина.