2023 год для Судостроительного комплекса «Звезда» прошел на волне ярких и значимых событий. Были спущены на воду пять судов, переданы заказчику два крупнотоннажных танкера, достроены несколько важных цехов и объектов, заселены 15 новых домов – работа велась по всем направлениям. Кроме того, верфь в очередной раз посетил президент России Владимир Путин, принявший участие в церемонии имянаречения двух судов в рамках Восточного экономического форума.
Заслуженное внимание
ССК «Звезда» расположен в городе Большом Камне Приморского края. Предприятие имеет стратегическое значение для всей страны и создано консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть» по поручению Владимира Путина.
Вот уже восемь лет «Звезда» успешно выполняет поставленные задачи, в которые входит выпуск крупнотоннажных судов, преимущественно ледового класса, специальных судов и других видов морской техники водоизмещением до 350 тыс. тонн, а в более глобальном смысле – беспрецедентное развитие и импортозамещение отечественного гражданского судостроения.
Президент Российской Федерации не раз посещал судоверфь лично, начиная с 2016 г. – при запуске самых первых цехов ССК «Звезда». 11 сентября текущего года Владимир Путин вновь прибыл на «Звезду» и принял участие в торжественном мероприятии имянаречения двух судов усиленного ледового класса – арктического танкера-челнока «Валентин Пикуль» и арктического танкера-газовоза СПГ «Алексей Косыгин».
«Сегодня у нас значимое событие для российского судостроения, для транспортной отрасли страны, – обратился глава государства к участникам церемонии. – Развитие такого флота имеет огромное значение для нашей страны – арктической державы, востребовано для реализации нашей долгосрочной стратегии по освоению Арктики, для обеспечения надежных перевозок на Северном морском пути, на глобальных транспортных, логистических маршрутах, для укрепления энергобезопасности нашей страны, да и всего мира.
Хочу поблагодарить инженеров, конструкторов, рабочих верфи «Звезда» – всех, кто вложил в строительство новых судов талант, труд, профессиональные знания, работал с максимальной отдачей. Вашему большому коллективу предстоит решать новые важные задачи, в том числе речь идет о повышении локализации производства, широком применении отечественных разработок и решений. Я абсолютно уверен, что с каждым новым сданным кораблем уровень локализации на «Звезде» будет постоянно возрастать».
Ключевые события
Одними из первых заказов, размещенных в портфеле ССК «Звезда», были 12 крупнотоннажных танкеров типа «Афрамакс» дедвейтом 114 000 тонн. К началу года три из них – «Владимир Мономах», «Владимир Виноградов» и «Океанский проспект» – уже совершали регулярные рейсы.
На День судостроителя, 29 июня, был передан заказчику, «Роснефтефлоту», танкер «Академик Губкин». Также подарком корабелам к празднику стал спуск на воду пятого построенного на верфи «Афрамакса» «Восточный проспект», названного в честь одной из улиц Владивостока. А в преддверии дня рождения «Звезды» (а это 17 декабря 2015 г.) судно было передано «Совкомфлоту». Итого общий дедвейт сданных ССК заказов составил 570 000 тонн.
Напомним, что нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс» – первые подобные суда, построенные в нашей стране. Отличительны как габаритные размеры (длина – 250 м, ширина – 44 м), так и тип судов: эти «зеленые» танкеры спроектированы с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности – они могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе.
Но все-таки основная специализация ССК «Звезда» – суда высокого ледового класса для работы в арктическом регионе. В частности, покорять метровые льды будут уже упомянутые танкеры-челноки и танкеры-газовозы. 27 июля 2023 г. была проведена уникальная операция – из сухого дока одновременно вывели на воду два крупнотоннажных судна арктического класса общим спусковым весом более 93 000 тонн. «Звезда» стала первой в России, спустившей суда с такой грузоподъемностью. Одно из них – танкер-газовозов СПГ класса ARC 7 «Сергей Витте» – третий из серии судов, строящихся на верфи в интересах ПАО «НОВАТЭК» и ПАО «Совкомфлот» для проекта «Арктик СПГ-2». И снова верфь выступает пионером – газовозы ранее не строились в России.
Между тем в судостроении это одни из самых сложных судов, требующих применения инновационных технологий, высококвалифицированного персонала, причем как инженеров, так и рабочих, например, занятых на сборке или сварке мембранной системы хранения груза, и «Звезда» – единственная российская верфь, которая может такую систему строить. На головном газовозе «Алексей Косыгин» монтаж танков уже вступил в финальную стадию. А высокий ледовый класс делает их еще более сложными – эти суда способны самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 м. Каждый газовоз вмещает более 172 000 куб. м сжиженного природного газа и оборудован тремя уникальными винторулевыми колонками. Длина судна – 300 м, ширина – 48,8 м, дедвейт – 81 000 тонн.
В тандеме с газовозом спускался на воду арктический танкер-челнок проекта AST69K «Валентин Пикуль» по заказу АО «Роснефтефлот». Судно предназначено для перевозок нефти, добытой с береговых и офшорных месторождений российской Арктики. Благодаря высокому ледовому классу ARC6 челнок будет способен самостоятельно осуществлять навигацию при толщине льда до 1,7 м. Его длина составляет 257 м, ширина – 34 м. Кроме того, судно оборудовано носовым погрузочным устройством для приема нефти непосредственно с отгрузочного терминала.
Покинул в 2023-м стапель «Звезды» и второй из трех танкеров-продуктовозов типа MR дедвейтом 50 000 тонн «Алексей Боголюбов», тогда как первое судно серии уже готовится к ходовым испытаниям. Это крупнотоннажные суда неограниченного района плавания, где также применены современные и экологичные технологии двухтопливных систем. Габариты – длина 183 м, ширина – 32,20 м.
Помимо этих судов на «Звезде» продолжается строительство самого мощного в мире атомного ледокола проекта «Лидер», многофункциональных научно-исследовательских судов, пассажирских судов и судов снабжения.
Воплощать все эти производственные успехи в жизнь позволяют корабелам непрерывно расширяющиеся площади. Напомним, отвечая вызову времени, верфь реализует сложную задачу – одновременно строит и суда, и новые цеха. В этом году к уже работающим объектам, среди которых блок корпусных производств, окрасочные камеры, цех сборки блоков, крупнейший в нашей стране открытый тяжелый достроечный стапель и самый большой в мире по совокупным параметрам сухой док, добавились самый современный и производительный в России трубообрабатывающий цех и крытый склад стали с собственным цехом обработки металла. А конкуренцию двум гигантским кранам типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн составил пополнивший парк верфи мощнейший плавучий кран грузоподъемностью 3500 тонн. В этом же году на «Звезде» начал работу самый большой в стране плавучий док длиной 351,4 м и грузоподъемностью 100 000 тонн.
Приоритетные задачи
Всей этой технике, цехам и судам нужны люди – высокопрофессиональные и неравнодушные специалисты и рабочие. Сейчас на верфи уже работают около 5500 сотрудников, а к окончанию строительства всех объектов коллектив должен насчитывать порядка 7500 человек. Чтобы сохранить и приумножить свой коллектив, ССК «Звезда» реализует различные социальные и профподготовительные программы.
Под конец года был достроен собственный Центр профессиональной подготовки сотрудников, который в скором будущем начнет работу по обучению более чем 30 профессиям и повышению квалификации работников. Площадь зданий Центра – 12 тыс. кв. м, пропускная способность – 1200 обучающихся в год по различным направлениям и формам подготовки.
Кроме того, ССК сотрудничает и поддерживает реконструкцию учебно-производственной базы Дальневосточного судостроительного колледжа, основной задачей которого является обучение рабочим профессиям, востребованным на верфи.
Также «Звезда» реализует программу «Школа – вуз – предприятие»: уже в 10–11-х классах школьники специализированных Роснефть-классов, а их по Приморью уже шесть, знакомятся с судостроительными профессиями и могут сделать выбор в пользу технического образования.
Помимо создания самой верфи также в Большом Камне осуществляется строительство жилья для работников «Звезды» одновременно в шести микрорайонах. В этом году жилищный фонд корабелов превысил отметку в 30 домов – в четырех микрорайонах города уже построено 2 306 квартир. Всего же будет построено свыше 5 000 квартир.