Сегодня в рыбохозяйственном комплексе возникает слишком много «внештатных» ситуаций, которые негативно отражаются на доходах рыбодобывающих предприятий и – как результат – лишают их возможности ценового демпинга на внутреннем рынке.
Вот уже несколько лет рыбохозяйственная отрасль интегрируется в инвестиционные процессы, инициируемые государством. Речь идет о выделении самых маржинальных водных биологических ресурсов, таких как краб, минтай, треска, сельдь, в обмен на инвестиции. Однако стоимость лотов выросла. Если на первых аукционах фигурировали цены от 3 до 6 млрд руб. за 1 тыс. тонн, то на втором этапе стоимость была от 7,5 до 10 млрд руб. и выше.
Но, выиграв аукцион и взяв на себя обязательства по строительству флота, предприятия сегодня сталкиваются с серьезными проблемами. Строительство судов в России сейчас связано с многочисленными сложностями, поскольку предприятия, ориентировавшись изначально на мировой опыт, заказали проекты судов у самых лучших проектировщиков и делали ставку на самое лучшее судовое оборудование за границей. С введением санкций многие недружественные России страны, в том числе Япония, отказали нам в поставке технической части, и сейчас многие заказавшие и оплатившие оборудование до сих пор его не получили. Можно ли вменять им в вину задержку строительства флота в таких условиях?
Это притом что только за первый этап распределения квот российские рыбаки получили закредитованность в размере более 400 млрд руб., и примерно аналогичный объем заемных средств будет суммирован по итогам второго этапа. В целом объем кредиторской задолженности предприятий в 2023 г. вырос более чем в два раза по сравнению с тем же периодом 2022 г., и общая кредитная нагрузка скоро достигнет денежной массы, эквивалентной дефициту российского бюджета, который оценивается в 1,5 трлн руб. с 2024 г. по 2026 г.
Немалую роль в рыбохозяйственном комплексе играют налогообложение и другие финансовые нагрузки. Так, недавно была введена вывозная пошлина на ряд объектов, в том числе и на экспорт рыбной продукции, которые составляют от 4 до 7% в зависимости от курса доллара США к рублю. Мы понимаем, что данная мера была введена в качестве уплаты дополнительного сбора со сверхдоходов от высокого курса доллара. Но с учетом того, что большинство рыбохозяйственных организаций несут основные расходы как раз в долларах США (затраты на судоремонт и обслуживание судов в иностранных портах, приобретение за рубежом комплектующих и ЗИПа, приобретение орудий лова, промысловых и технологических механизмов и т. д.), фактически они не получают эти самые сверхприбыли.
При этом годовой российский вылов составляет примерно 5 млн тонн против 178 млн тонн мирового вылова и производства аквакультуры. А, например, Китай добывает около 15 млн тонн биоресурсов ежегодно. Таким образом, Россия имеет относительно небольшой сегмент на мировом рынке рыбной продукции. В этой связи российские рыбопромышленники не формируют рынки, но лишь встраиваются в них.
В текущих условиях необходимо стремиться к увеличению объема вылова и снижению себестоимости продукции. Но с учетом возрастающей финансовой нагрузки на рыбохозяйственные предприятия такие задачи становятся весьма далекой перспективой.
Не стоит забывать, что в связи с напряженной геополитической ситуацией некоторые важные для России рынки сбыта закрылись, например американский, куда поставлялся высокомаржинальный варено-мороженый краб, а также запрещенный для продажи в России глубоководный краб. В этой связи повышение экспортных пошлин в разрезе оставшегося доступного экспортного сегмента могут спроецировать весьма негативный эффект на всю рыбодобывающую отрасль.
В настоящее время, по официальным статистическим данным, в рыбохозяйственном комплексе Приморского края в 2022 г. доля прибыльных предприятий составляла 55,6% от общего количества, а в 2023-м данный показатель уже снизился до 47,2%. Большинство рыбохозяйственных предприятий, имеющих прибыль, обладают невысокой рентабельностью, которая находится в пределах 5–10%. Между тем совокупные затраты рыбопромышленников продолжают расти и в итоге будут отражаться на покупателе.