На прошлой неделе глава Минвостокразвития Алексей Чекунков анонсировал первый этап создания Спутника Владивостока в Надеждинском районе. Понятно – презентация. Но «идею» уже обкладывают тезисами полезности и стратегическими инициативами. А стоит ли оно того?
В текущем году, по словам Чекункова, будут запроектированы основные коммуникации и первые объекты, а также начнется строительство парковой зоны в районе бухты Де-Фриз с местами отдыха, инфраструктуры будущей набережной вдоль Амурского залива. Первым стартует строительство набережной со смотровой площадкой Де-Фриз, также предусмотрены объекты общегородской инфраструктуры с зонами притяжения, в том числе коммерческие и спортивные объекты. Проектировщик – петербургское НИИ перспективного градостроительства.
«Все новое – переосмысленное старое. Строительство города Спутника было включено в генплан Владивостока еще 40 лет назад, Госплан СССР даже одобрил метро. Тогда планировали 200 тыс. человек. Сейчас на первом этапе будем планировать несколько компактнее, но непременно с красивой прогулочной набережной вдоль Амурского залива. Большой Владивосток (Владивосток – Спутник – Артем) будет витриной России для всего Азиатско-Тихоокеанского региона и одним из главных ворот для туристов», – считает Чекунков.
Теперь осталось только дождаться. Но чего? Матвей Савич, директор Ассоциации саморегулируемой организации «Альянс строителей Приморья» (АСО «АСП»): «На мой взгляд, Спутник открывает беспрецедентные перспективы в разрезе развития всего региона. Владивостоку, окруженному с трех сторон сопками и имеющему долгие годы статус «закрытого порта», было сложно развиваться полноценно, мы всегда считались «краем земли», маленьким военным городком без особых перспектив и возможностей. Однако сейчас, когда акцент на развитии ДФО и Приморья, в частности, сделан самим президентом России, инвестиционные вливания в регион увеличиваются с каждым годом. Только требуется некий мощный катализатор для усиления запущенных процессов. Таким инструментом может выступить реализация давно обсуждаемого проекта «Спутник».
И средства на эти цели имеются. Более 60% финансирования, которое поступит в краевую казну до 2030 г., составят внебюджетные средства, порядка 30% ожидается федеральных денег, и только около 10% – приток из местных ресурсов. Речь идет в общей сложности о триллионах. Этих средств хватит и на реализацию нового проекта, и на поддержку текущих нужд местных муниципалитетов. Не стоит полагать, что, занимаясь строительством Спутника, власть «забудет» о своих обязательствах перед местными жителями.
При этом логично предположить, что запуск нового проекта активизирует приток инвестиций, так как в дальнейшем привлекательность Приморья для иностранных партнеров начнет расти в геометрической прогрессии. Новые глобальные проекты никогда не остаются без внимания «большого бизнеса». Более того, строительство нового современного города с развитой инфраструктурой даст такой необходимый региону приток населения из других российских регионов. Выбранная локация – идеальна для подобных задумок.
Надеждинский район – это равнина, в отличие от Владивостока, построенного на сопках. Остается только грамотно запроектировать город. В большой стройке охотно примет участие молодежь, которая сейчас получает соответствующее образование в вузах, а также местные подрядчики и застройщики. Этой весной запланирован завоз трудовых ресурсов из Северной Кореи, подключатся китайские и белорусские коллеги. Даже компания из Арабских Эмиратов заинтересовалась данным проектом.
Полагаю, недостатка в будущих жителях Спутника тоже не возникнет. Все больше людей имеют намерения проживать в отдалении от города, а если Спутник соединит с Владивостоком наземное легкое метро, транспортировка между двумя населенными пунктами составит всего около получаса. Часть населения переедет в новый город из столицы ДФО, а также определенное количество жителей будет сформировано из тех, кто строил Спутник.
Скажу больше. Может статься, что переизбыток нового жилого фонда приведет к снижению стоимости «квадрата» и Приморье наконец обретет привлекательность для жителей других регионов России. Так что нет нужды беспокоиться о том, где изыскивать средства на строительство Спутника, кто будет осуществлять эту «большую стройку» и кого заинтересует проживание в нем. Сегодня нужно продумывать главный аспект: как выполнить грамотное проектирование нового города и приступать к реализации беспрецедентного для Дальнего Востока проекта».
Кирилл Солгалов, советник главы города Владивостока, член Союза архитекторов России, член градостроительного совета Приморского края, тоже уверен – движение идет в верном направлении: «Современная концепция развития городов говорит о том, что Владивосток, как и большинство современных крупных населенных пунктов, требует комплексного развития. Речь идет в том числе о сокращении количества неэффективно используемых территорий и в целом – о повышении качества городской среды. Глядя на Владивосток со спутника, мы можем увидеть город, который на 50% состоит из пустырей. Эти земельные участки необходимо благоустраивать, давать им новую жизнь, создавать условия для привлечения населения. В этой связи новый город Спутник рассматривается как местожительство большого количества населения из расчета долгосрочных перспектив увеличения числа жителей самого Владивостока.
Речь не идет о том, что жители столицы ДФО должны переехать в Спутник, задача другая: Владивосток и Спутник должны стать настолько привлекательными городами, чтобы люди стремились туда переселиться. Отмечу, что до 2030 г. в новом городе предусмотрен ограниченный объем освоения земельных участков. Первый резидент, который стартует в Спутнике со своим проектом, – компания ДНС, планирующая реализацию строительства жилого комплекса с пилотным названием «ДНС–Сити». Остальная территория – это распланированный резерв, предполагающий в дальнейшем комплексное развитие».
Алексей Безгодков, директор ООО «СЗ «Акватория»: «На мой взгляд, всегда целесообразнее построить качественно новое, нежели перестраивать некачественное «старое», как в случае с Владивостоком, который изначально возводился как военный объект без расчета на большое количество жителей и тем более не планировал быть одним из самых автомобилизированных городов России. Чтобы место, где будут проживать люди, позиционировалось как «комфортное», необходимо изначально разрабатывать его концепцию из расчета перспектив на будущее. Вот в этом плане Спутник при грамотном подходе сможет стать максимально удобным населенным пунктом, так как проект реализуется с «чистого листа».
Лично я, как девелопер, туда бы не стал заходить, так как заработать, на мой взгляд, в таких условиях будет сложно. Несмотря на очевидную привлекательность нового города для населения, просчитать маржинальность застройки будет непросто. Очевидно только одно: Спутник будет строиться, как и любые другие проекты, на заемные деньги банков».