В последнее время я все чаще встречаю на просторах Интернета посты по поводу реалистичности проекта города-спутника Владивостока. Многие авторы статей и статеек откровенно зубоскалят по поводу недостатков проекта, представленного на ВЭФ в сентябре 2021 г., хотя некоторые авторы радуются самому факту обсуждения глобальных проектов, предполагающих привлечение федеральных средств для дальнейшего развития нашего города. Я тоже умею язвить по поводу сырых проектов в формате презентации для большого начальства, однако иногда полезно попытаться отделить зерна от плевел, несмотря на слабую проработку концепции.
Не следует забывать про первую публикацию эскиза стационарного моста через бухту Золотого Рога, напечатанную на страницах газеты «Владивосток» в 1907 г. (если мне не изменяет память), и вот мечта стала явью, но через 100 лет после появления футуристической картинки. Бюрократия именно так и устроена, что любой результат нужен только при условии соблюдения сроковой дисциплины, а перфекционизм, не успевающий к началу формирования проектов бюджетов, никого не интересует.
В итоге институты государственного управления разных уровней будут еще и еще возвращаться к идее города-спутника, при этом речь пойдет не только об уточнении деталей проекта, но, возможно, и о полной смене концепции идеи развития Владивостока, а может, и не один раз.
Если взять за исходную точку речь Сергея Дарькина на форуме АТЭС-2010, проходившем в Японии, то мы впервые встречаемся с идеей ускоренного роста населения Приморья до 7 млн человек и с превращением Владивостока в город-миллионник, но конкретных деталей и сметных расчетов представлено не было. Сегодня же звучат заявления федеральных министров о финансировании строительства города-спутника в размере 300 млрд руб., более того, сообщается о прошедших переговорах с министром экономики Объединенных Арабских Эмиратов на тему участия крупного бизнеса ОАЭ в строительстве города-спутника Владивостока.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на Петербургском экономическом форуме озвучил концепцию проекта как «плавильный котел», где Запад встречается с Востоком, с упором на молодежь, на науку, на образование, на туризм и торговлю. Фраза, прямо скажем, довольно туманная, причем в моей памяти всплывает известная цитата Редьяра Киплинга. Тем не менее на ВЭФ-2023 губернатор Олег Кожемяко прокомментировал содержание мастер-плана Владивостокской городской агломерации. Этот документ, представленный президенту Владимиру Путину, имеет своей целью становление столицы Дальнего Востока как научного, финансового и логистического центра Азиатского макрорегиона (по-видимому, имеется в виду ЮВА).
Как же связаны между собой идеи города-спутника и городской агломерации Владивостока? Очень просто. Важной целью на «дорожной карте» (еще один модный термин, не имеющий строгого определения) развития Владивостока просматриваются следующие «остановки»:
- города-спутники;
- городская агломерация Владивостока;
- мегаполис Владивосток.
Города-спутники впервые были описаны английским социалистом-утопистом Эбенизером Говардом еще в 1898 г. как реакция на быстрый и ничем не ограниченный рост Лондона и других промышленных центров. Идея поселить вновь прибывающих горожан в «город-сад» на расстоянии не более 30 км от мегаполиса предполагала сочетание преимуществ города и деревни, но со временем города-спутники стали превращаться в спальные районы мегаполисов.
В нашей стране одним из первых городов-спутников Москвы стал Зеленоград, там и сегодня можно добраться из своего многоквартирного дома до своей дачи минут за десять на машине, а широчайшая центральная улица имеет две бульварные пешеходные дорожки, обрамленные линейками ветвистых деревьев, таким образом, вам не потребуется переходить проезжую часть, выбегая из дома на утреннюю пробежку. По сути дела, это два бульвара вдоль линеек домов по каждой стороне. Я за такую планировку городов-спутников.
Городская агломерация возникает, когда созвездие городов-спутников переходит в новое качество посредством срастания пригородов и территориальных населенных пунктов в единую популяционную систему, когда значительная часть населения агломерации вовлечена в маятниковую миграцию с ежедневными поездками от своего места жительства на работу или учебу. Считается, что время движения от любого городка или поселка агломерации до центра мегаполиса не должно превышать двух часов.
Сегодня в радиусе двухчасовой доступности от Владивостока уже находятся города Артем, Фокино и Большой Камень, а после спрямления еще одного участка трассы в этот список попадет и Находка. Общая численность населения этих пяти городов сегодня составляет 900 тыс. человек, причем в это число не включены жители поселков городского типа и деревень вдоль трассы Владивосток – Находка. Таким образом, развитие агломерации с населением свыше одного миллиона человек не представляется чем-то фантастическим.
Мегаполис. Мировая и отечественная практика градостроения показывает, что агломерации постепенно поглощают населенные пункты вокруг себя и превращаются в города-миллионники или мегаполисы. В России сегодня всего лишь 13 миллионников, а если сюда добавить агломерации, то их количество увеличится до 16. Еще с советских времен руководство страны понимало, что экономика городов-миллионников приобретает новое качество, недаром проекты строительства метро утверждались именно для городов-миллионников.
В наши дни вклад городов-миллионников в ВВП России составляет примерно 30%, поскольку для обеспечения миллионного населения даже обычными товарами и услугами вам потребуется создавать другую экономику, включая новую систему общественного транспорта и много чего еще. Крупные торгово-развлекательные центры становятся более рентабельными, а туристическая привлекательность таких городов тоже возрастает по целому ряду причин.
Итак, мы говорим про город-спутник на территории ТОР «Надеждинская» и вокруг нее, а в уме держим идею формирования агломерации, которая со временем превратится в город-миллионник Владивосток, дав заметный толчок развитию Приморья в целом, включая опережающий прирост населения края, о чем было заявлено еще на форуме АТЭС-2010 в Японии.
Разумеется, сроки реализации концепции Большого Владивостока сегодня никто не назовет, однако разрозненные проекты развития дорожно-мостового хозяйства, формирование более комфортной городской среды, поддержка создание туристической инфраструктуры, привлечение большого количества иностранных студентов в наши вузы, создания дальневосточных офшоров на основе специальных постановлений, развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры и другие начинания рано или поздно оформятся в единый график сетевого планирования и управления агломерацией города Владивостока.